Москва
16 ноября ‘24
Суббота

Россия и арабы могут снова подружиться

Российская дипломатия активно продолжает расширять каналы стратегического диалога с Арабским миром. Хотя за последние месяцы в этом направлении достигнуты определенные успехи, сказать, что уже видны ощутимые результаты, еще вряд ли возможно.

По времени практически совпали приезд в Москву трех руководителей арабских стран, включая короля Иордании Абдаллаха Второго, наследного принца Абу Даби, главного из Объединенных Арабских Эмиратов, Мухаммада Аль Нахайана, президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси.

Совсем незадолго до этого Москву посетил Министр иностранных дел Королевства Саудовская Аравия, тогда была озвучена возможность визита в Россию нового Служителя Двух Святынь Салмана бен Абдулазиза. Эти визиты вызвали бурную дискуссию в политических кругах не только этих арабских государств, но и многих других из числа тех, которые еще способны вести самостоятельную политику в регионе. Можно ли из этого делать вывод о том, что российская политика в Арабском регионе начала выходить за рамки традиционной расстановки своих акцентов относительно своих арабских союзников и противников?

Некоторые оптимисты уже начали говорить о том, что совпадение по времени этих визитов окажется точкой возврата к золотой эпохе советско-арабской дружбы во времена Насера и других молодых арабских лидеров-демократов. Кроме того, высказываются предположения, что поворот арабской политики России приведет не только к изменению позиции Кремля в отношении «горячих точек» на карте Арабского мира, включая Сирию, Ливию, Йемен, Ирак, но и к росту доверия к России со стороны арабов в целом на фоне того, что США все более теряют свои позиции даже у таких своих стратегических союзников, как Саудовская Аравия.

Пессимисты оценивают эти изменения лишь как временный маневр России в условиях жестких экономических санкций в попытке остановить падение цены на нефть, а визиты арабских лидеров связывают с поисками новых рынков закупки вооружений, включая перекупку Египтом вертолетоносцев Мистраль у Франции. Не случайно формальным поводом визита иорданского и эмиратского лидеров в Москву стало приглашение на аэрокосмический салон МАКС-2015, а сами переговоры между президентом Путиным и арабскими лидерами не обозначили каких-либо конкретных договоренностей и соглашений. Пассивность российской прессы в освещении визитов трех арабских лидеров свидетельствует о том, что политическое руководство не дало соответствующую отмашку, а официальные коммюнике ограничились лишь фразами о том, что «произошел обмен мнениями по некоторым международным вопросам».

Еще одним успехом российской дипломатии можно назвать согласие Каира принять в новоиспеченный «Альянс против терроризма» сирийского президента Башара Асада. Но следует понимать, что ни Египет, ни другие арабские государства, которые пытаются поддержать участие сирийского режима в отдельных межарабских проектах, не имеют решающей роли в решении сирийского, йеменского, ливийского или иракского кризисов. Для этого важно заручиться поддержкой Турции, Саудовской Аравии и других арабских стран Персидского Залива, не говоря о том, что ни один из этих кризисов не может быть решен без участия США и Западной Европы, которые отнюдь не намерены благоволить активности России в регионе.

Президент Башар Асад в одном из телевизионных выступлений проговорился, что военные руководители и спецслужбы Сирии и Египта ведут переговоры о сотрудничестве, а сами политические силы этих стран продолжают поддерживать генерала Хафтара и ливийский парламент в Тобруке, надеясь на его приход к власти в Ливии. Но подобные планы вряд ли смогут быть реализованы, поскольку ни Саудовская Аравия, ни США не позволят египтянам и сирийцам даже подумать о возрождении какого-либо подобия Объединенной Арабской Республики – несбывшейся мечты Гамаля Абдель Насера.

Совершенно очевидно, что Россия должна хоть в какой-то мере воспользоваться потеплением в своих отношениях с арабскими странами, ей нужно добиться хотя бы чисто внешней поддержки своих позиций со стороны арабов на фоне непрерывного давления со стороны США и Запада. Не исключается, что стратегической целью может стать и общее укрепление российско-арабского сотрудничества, хотя для этого российской дипломатии придется отступиться от некоторых своих «старых друзей», прежде всего от поддержки Башара Асада.

Полная версия