Роспечать финансировала СМИ с явной антигосударственной позицией
С 2010 по 2014 год Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) выделяло значительные средства из госбюджета в СМИ с ярко выраженной антигосударственной позицией.
Расследование, проведенное «Известиями», показало, что бюджетные деньги активно осваивали газета «Московский комсомолец», радиостанция «Эхо Москвы», телеканалы РБК-ТВ и «Дождь».
По данным «Известий» Роспечать в период с 2010 по 2014 год на основании решения экспертного совета агентства оказала государственную поддержку изданию «Московский комсомолец» на сумму 17,9 млн рублей, ООО «Телеканал «Дождь» - на сумму 30,6 млн рублей, ЗАО «Эхо Москвы» - на сумму 15 млн рублей, ЗАО «РБК-ТВ» - на сумму 4,5 млн рублей.
Как заявил один из бывших членов экспертного совета, на выделении средств вышеперечисленным СМИ активно настаивал заместитель главы Роспечати Владимир Григорьев.
«Они нуждались в поддержке, предлагали какие-то свои интересные проекты. Совет принял для себя решение, что их следует поддержать», - заявил «Известиям» экс-глава общественного совета при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям Анатолий Лысенко.
По словам экспертов, финансовая поддержка самых разнообразных СМИ для государства в финансово благополучные годы была обычной практикой.
«Финансирование СМИ в годы, когда бюджет достаточно наполнен, вполне нормальное явление, - говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Однако, по его словам, в условиях кризиса и сокращения всех бюджетных расходов владельцы СМИ должны научиться обходиться без господдержки -зарабатывать на подписке и привлекать рекламодателей.
Согласно данным Роспечати, «Дождь» в период наибольшей активности оппозиционного движения в 2011 и 2012 годах получал средства на производство цикла роликов социальной рекламы «Все разные. Все равные». Вклад бюджетных денег в семь роликов по 60 секунд составил по 1,3 млн рублей за каждый. Бюджетные деньги в размере 2 млн рублей получала и Телепрограмма «Книги» на телеканале «Дождь». Правда, уже в 2013 году телеканал господдержку не получил, поскольку перешел в платный режим.
В прессе часто можно было встретить высказывания гендиректора телеканала Натальи Синдеевой, которая не стеснялась в выражениях и обвиняла власть в давлении, не упоминая при этом о получении денег из госбюджета. При этом известно, что в начале своего запуска «Дождь» получал внушительные суммы от государства на свое развитие.
Что касается главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, то он также не раз обвинял власти и акционеров в давлении на редакционную политику, которая часто носила явно антироссийский характер. Один из примеров – публикация на сайте радиостанции запись с видеороликом украинского журналиста Александра Горобца. На этом ролике украинский журналист обвинил сотрудников LifeNews, работавших в Донбассе, в том, что те якобы координируют огонь и руководят другими действиями ополченцев. Практически сразу выяснилось, что на видео, размещенном в блоге, нет ни одного журналиста телеканала, а все приказы отдает командир ДНР с позывными Моторола. Ролик с комментарием украинского журналиста был размещен в тот момент, когда в плену у СБУ находились два сотрудника LifeNews.
По словам аналитиков, все упомянутые СМИ - «Дождь», РБК-ТВ, «Эхо Москвы» и «Московский комсомолец» после госпереворота на Украине активно поддерживали действия новых киевских властей.
По мнению члена Общественной палаты, политолога Сергея Маркова, все эти СМИ могли получать финансирование лишь благодаря тому, что имели своих единомышленников в руководстве Роспечати.
«Очевидно, что поддержка идет в адрес оппозиции, все издания, которым выделялись деньги, являются оппозиционными. Роспечати вообще-то надо поддерживать региональные СМИ, которые печатают расписание электричек, везущих на садовые участки, тексты, как правильно высчитывать пенсии и правильно записываться в поликлинику, а не на очевидно ангажированные политические проекты. Тем более что тот же «Дождь» - это ярчайший пример стопроцентно антироссийской политики, причем политики, действующей в интересах геополитических конкурентов нашей страны. Такие СМИ, как «Дождь», имеют право быть, но получать господдержку - это странно», - говорит Сергей Марков.
При этом Марков отмечает, что вполне может быть близка к реальности версия, Существует и еще одна версия причины, по которой эти СМИ получали бюджетные вливания. По мнению Сергея Маркова, вполне может быть близка к реальности версия, по которой Роспечать выдавала гранты таким СМИ ради того, чтобы «их самих не трогали».
Схожая версия и у главы «Политической экспертной группы» Константина Калачева, который считает, что, вполне возможно, что таким образом руководство Роспечати заручилось лояльностью среди оппозиционных изданий.
«Если раздавали деньги, то, видимо, пытались обеспечить хоть какую-то управляемость. Я не думаю, что деньги давались просто так, без условий - не те деньги, которые позволили бы существовать СМИ. А вот на какие проекты - надо смотреть детально», - уточняет Калачев.
По мнению президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, поддержку печатного СМИ (МК — одно из крупнейших СМИ по тиражу) еще можно логически обосновать, а вот финансирование нишевого телеканала, например «Дождя», вызывает множество вопросов. «У телеканала «Дождь» - охват очень узкий и целевой, да и распространение по кабельным сетям в полном объеме почти не велось. Непонятно, почему ему выделялось финансирование», - говорит Дмитрий Абзалов.
Причем, по его словам, бюджетное финансирование непонятно еще и с той точки зрения, что эти СМИ вовсе не являются нуждающимися. «С точки зрения системной поддержки СМИ виден явный перекос. Выборка не самого большого по охвату «Дождя» по меньшей мере странна. Непонятно - зачем? Почему бы не потратить эти средства на помощь региональным СМИ?», - говорит Абзалов.
Как отмечают «Известия», распределение финансовой поддержки СМИ в Роспечати курирует замглавы ведомства Владимир Григорьев.
Причем, это не первый случай, когда Роспечать в его лице поддерживает оппозиционных деятелей.
Как ранее писали «Известия», в Москве в течение нескольких лет структуры гражданской супруги главы Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова - Александрины Маркво (среди них были «Бюро 17» и ООО «Слава») организовывали для мэрии и Роспечати мероприятия на общую сумму 100 млн рублей. Ашурков в это время являлся помощником Алексея Навального и активно участвовал в его политических акциях. Проведение тендеров, выигранных компаниями Маркво, курировал именно Владимир Григорьев. Кроме того, в течение нескольких лет структуры Маркво побеждали в тендерах, которые были организованы столичным департаментом СМИ и рекламы, возглавляемым Владимиром Черниковым.
В декабре 2014 года Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении Маркво, Басманный суд Москвы выдал санкции на ее заочный арест. В начале марта 2015 года супруга исполнительного директора Фонда по борьбе с коррупцией была объявлена в международный розыск по каналам Интерпола.
По информации «Известий», правоохранительными органами в настоящее время проводится проверка целевого использования выделенных Роспечатью денежных средств изданию «Московский комсомолец», радиостанции «Эхо Москвы», телеканалу РБК-ТВ и «Дождь».