Арабские лидеры провели в курортном египетском городке Шарм аш-Шейх 26 саммит Лиги арабских государств (ЛАГ). В центре внимания участников была ситуация в Йемене и начатая Королевством Саудовская Аравия (КСА) в коалиции с девятью другими государствами военно-воздушная операция «Буря решимости».
В ней участвуют более 180 самолетов КСА, ОАЭ, Катара, Кувейта, Египта, Судана и даже Пакистана. И хотя бомбежки продолжаются уже четвертый день, но решительного изменения ситуации в Йемене не отмечено, наоборот, бои теперь происходят больше на юге страны, где хуситы пытаются овладеть центром южных провинций и важным портом Аден. Участники обсудили сложное положение в Ираке, которое сами и спровоцировали вместе с США еще в 2003 году, проблемы диалога в Ливии, где все еще сохраняется двоевластие. Главы ЛАГ в очередной раз выразили свою поддержку законных прав палестинского народа на создание собственного государства. Больше всего «перца» в итоговое заседание добавил министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал, который выступил с критикой послания Президента России Путина и обвинил его во вмешательстве в сирийские дела и поставках оружия режиму Асада, хотя обращение призывало арабские страны найти мирное решение кризиса в Йемене, а не бомбить йеменские города по примеру американцев.
Главным решением саммита стало создание межарабских объединенных вооруженных сил, в которых любая арабская страна может принимать или не принимать участие по принципу добровольности. В резолюции ЛАГ по этому поводу говорится, что эти силы смогут «выполнять задачи быстрого военного вмешательства и прочие сопутствующие задачи с целью противостояния вызовам, которые угрожают безопасности, спокойствию и суверенитету любому государству-члену ЛАГ, а также угрожают национальной безопасности Арабского мира в целом, включая угрозы террористических организаций. Все эти меры могут приниматься на основании требования заинтересованной арабской страны».
В заключительной речи президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси сказал, что инструменты и методы обеспечения мира и национальной безопасности Арабского мира будет предметом отдельного обсуждения. Поскольку Египет стал председателем ЛАГ на предстоящий срок, именно Египет в течение ближайшего времени сформирует комиссию из числа начальников генеральных штабов ВС арабских государств, которая внимательно изучит все детали формирования межарабских сил.
Заинтересованность Египта в этом проекте совершенно очевидна, поскольку страна, находящаяся в глубоком кризисе уже четыре года, сможет использовать свой богатый военный опыт и потенциал и поправить доходную часть бюджета. Понятно, что египетские силы станут основным костяком этих межарабских сил, поскольку другие страны, обладающие военным потенциалом, такие, как Ирак и Ливия, отказавшиеся участвовать в этих силах из-за внутренних гражданских конфликтов, Йемен, находящийся де факто в состоянии войны со своими соседями, Сирия, временно исключенная из ЛАГ, не смогут участвовать в проекте. А Египет не только готов, но и мечтает стать ударной силой этого нового военного блока. Роль доноров всего этого проекта, естественно, отдается богатой Аравийской шестерке, которая и будет основным заказчиком и заинтересованной стороной, как сказано в резолюции саммита ЛАГ.
Сами межарабские силы, как видно, станут мощным инструментом влияния на ситуацию во многих суверенных арабских государствах, если только проект не разобьется о подводные скалы обычной для арабов разобщенности и неспособности находить совместные решения общеарабских проблем, примером чего является Палестина и Иерусалим.