Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Иордания: король Абдалла объявил «беспощадную войну» Исламскому государству

После того как боевики Исламского государства (ИГ) обнародовали через интернет видеозапись казни через сожжение плененного летчика Муаза аль-Касасба, король Иордании Абдалла Второй прервал свои переговоры с президентом США и досрочно вернулся на родину 3 февраля.

Его столь быстрая реакция стала отражением того, с каким рвением относится глава этого государства к безопасности своих подданных. Как известно, боевики ИГ требовали освобождения одной из своих пленниц Саджиды ар-Ришави, находившейся в иорданской тюрьме и приговоренной к смертной казни. Иорданские власти не пошли на обмен, но в отместку за сожжение своего летчика казнили не ее одну, но и еще одного приговоренного к смерти боевика Зияда аль-Карбули.

Сразу после возвращения в Иорданию король Абдалла выступил с заявлением, что Иордания начнет «беспощадную» войну против ИГ в отместку за гибель своего пилота. Уже на следующий день военные самолеты Иордании разбомбили позиции ИГ у сирийского города Ракки, а сухопутные части иорданской армии начали передислокацию к иракским границам. Очевидно, что в результате этих трагических событий Иордания ввязывается в очень опасную войну через непосредственное соприкосновение с противником, который находится на границах самого Королевства.

Без сомнения, именно эти события могут стать реализацией планов США вести наземные операции силами самих арабских государств. Авторитет иорданского монарха среди глав других арабских государств достаточно высок, чтобы подвигнуть своих коллег на ведение совместных военных действий против террористов. Другое дело, что эти операции потребуют от арабских государств выделения дополнительных ассигнований, а при нынешней ситуации с ценами на нефть даже такие «нефтяные магнаты» как Саудовская Аравия, Кувейт и др. имеют сокращенный бюджет.

Есть и еще один существенный фактор, который может сыграть негативную роль в случае, если Иордания ввяжется в реальную войну против ИГ. Дело в том, что внутри самой Иордании имеются многочисленные организации, которые тесно связаны с Аль-Каидой, а теперь и с ИГ. Доказательством этого может послужить хотя бы тот факт, что в течение нескольких лет террористов в Чечне возглавлял иорданец Хаттаб, а в его отрядах воевали многочисленные арабы, в том числе иорданцы. Кстати, в конце 90-х гг. очень многие официальные лица в Иордании поддерживали чеченских боевиков. Кавказская диаспора в Иордании является очень сильной, поскольку в течение многих лет именно черкесы и чеченцы составляли личную гвардию короля. Но если Иордания ввяжется в войну против ИГ, эта внутренняя радикальная оппозиция тоже начнет свою террористическую войну против короля и правительства, которые с точки зрения фундаментального суннитского ислама вовсе не являются легитимными правителями в исламском мире. Правитель согласно шариату должен быть избранным, а не приходить к власти по династической лестнице.

Наконец, для арабов и мусульман очень существенным является правомерность любого действия с точки зрения мусульманского права-шариата. Хотя после появления видеозаписи сожжения иорданского летчика многие мусульманские богословы высказали осуждение действия террористов, но сами боевики и их радикальные сторонники в мусульманском мире привели десятки доказательств из хадисов относительно правомерности использования такого метода казни против врагов ислама, каковым и считался пилот сбитого военного самолета. По этой причине, не стоит ожидать, что вся Иордания, а тем более весь арабский мир, поднимется на войну с ИГ.

Совершенно очевидно, что Иордания стала очередной арабской страной, вставшей в одну шеренгу с США, Великобританией, Францией и другими западными государствами, и волею трагических обстоятельств окажется первой, начавшей наземные действия против ИГ, если только иные более взвешенные доводы не заставят короля Абдаллу изменить свои планы.

Полная версия