Йемен: удержится ли президент Хади?
События, происходящие в Йемене, показывают, что хуситы продолжают свою борьбу за верховенство в политической жизни государства.
В течение 2014 года они поставили под свой контроль не только север страны, но и захватили столицу государства Сану, добились отставки прежнего «коррупционного», по словам хуситов, правительства и формирования нового коалиционного исполнительного органа власти, в котором оказалось более половины их представителей.
Несмотря на то, что президент Йемена Мухаммад Абд Раббо Хади и лидеры хуситов подписали в сентябре политическое соглашение о перемирии и сотрудничестве, реальных результатов это соглашение не принесло, поскольку хуситы продолжили свое наступление в центральных и западных провинциях. Договоренности о формировании нового йеменского правительства не были реализованы до конца. 9 ноября новое правительство из 36 членов, в котором более половины составляют сторонники хуситов, было приведено к присяге, но хуситы одновременно объявили, что их сторонники не будут участвовать в работе этого правительства, поскольку, по их заявлениям, не были выполнены их основные требования по его формированию. Таким образом, в Йемене сложилась ситуация, когда правительство формально существует, но фактически не действует.
Столкновения между вооруженными отрядами хуситов и армейскими частями, расположенными в южных и восточных провинциях Йемена продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. При этом уже сами лидеры племен, которые продолжают играть важную роль в провинциях на местном уровне, пытаются противостоять хуситам и в военном, и в политическом плане. Так, представители крупнейших политических формирований в Йемене - Всеобщий народный конгресс, Йеменская коалиция за реформы, политическая коалиция «Совместная встреча» - в ходе своего совещания в центральной провинции Мариб, которая к тому же является основным нефтедобывающим районам Йемена, заявили, что они не допустят проникновения отрядов хуситов через свою границу. Однако сами хуситы обращают мало внимания на подобные попытки местных племенных группировок противостоять своему повсеместному проникновению. Все это свидетельствует о слабости центральной власти Йемена в лице президента Хади, который не способен обеспечить безопасность йеменских провинций и перекладывает всю ответственность за это на местных племенных лидеров и их политические формирования.
События последней недели показывают, что и сам президент вряд ли сможет обеспечить собственную безопасность и неприкосновенность. 17 января хуситы похитили директора администрации йеменского президента Ахмада Ивада ибн Мубарака и открыто взяли на себя ответственность за это похищение, оправдывая свои действия тем, что предотвращают попытку внести в парламент новый проект конституции, который будет сохранять «коррупционность и порочность» нынешней власти в Йемене. Напомним, что именно эти обвинения были предъявлены и прежнему, свергнутому в сентябре, правительству Йемена.
Однако дело не ограничилось этим. В понедельник 19 января в столице Йемена Сане вспыхнули столкновения вооруженных хуситов с охраной президента в правительственном квартале, где находится и резиденция президента Хади. Учебные заведения Саны отменили занятия, улицы перекрыты вооруженными отрядами верными президенту, с одной стороны, и формированиями хуситов, с другой. При этом последние врываются в соседние жилые дома и из них ведут обстрел охраны президента, защищающей подступы к резиденции президента.
Сам президент Хади обратился к хуситам с призывом прекратить огонь и пригласил руководителей всех политических сил, включая хуситов, сесть за стол переговоров, но пока его призывы не находят ответа, поскольку, как видно, хуситы решили разыграть последнюю и главную политическую карту и отстранить от власти самого президента, чтобы освободить арену для достижения своих целей, одной из главных среди которых является возвращение свергнутого в 2012 г. экс-президента Али Абдаллаха Салеха, который, как полагают многие политические аналитики и специалисты по Ближнему Востоку, стоит за всеми последними событиями в Йемене.