Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Закон поддержит экофермеров

Законопроект об органическом земледелии, появления которого производители органики ждут с нетерпением уже два года, находится на согласовании в ведомствах Правительства РФ для его внесения в Госдуму.

Как считают фермеры, наконец, в России появится законодательная база для развития органического земледелия - отрасли сельского хозяйства, когда производится экологически чистая продукция, не используются химические удобрения, пестициды и гербициды для растений, антибиотики для животных и консерванты и красители при переработке продуктов. Если закон будет действительно принят именно в таком виде, то рынок органики в России начнет стремительно развиваться. Оборот этого рынка может превысить уже в первые два года 100 млрд. рублей и вырасти в течение пяти лет еще на 300-400 млрд. рублей, считает исполнительный директор Союза органического земледелия (СОЗ) Яков Любоведский. Развитие отрасли также скажется и на сельских территориях – если сейчас там наблюдается явный упадок, люди покидают деревни, то развитие небольших фермерских экохозяйств может стать альтернативой вымирающим деревням.

Сейчас, по словам Якова Любоведского, оборот рынка сертифицированной органической сельской продукции в России оценивается примерно в 7 млрд. рублей, при этом 96% составляет импорт. В нынешних условиях продовольственных санкций, делать ставку на импортную продукцию явно невыгодно. По словам председателя правления Национального органического союза Ильи Калеткина, с нового года цены на импортную органическую продукцию могут вырасти минимум на 30%, а по некоторым позициям вообще в два раза.

Для импортозамещения на рынке органической продукции уже будет большим подспорьем появление в России собственной Национальной системы аккредитации для сертификации данной продукции. Сегодня отсутствие такой системы - один из основных сдерживающих факторов развития российского сертифицированного производства биопродукции.

Кто органик, а кто нет?

Органическое земледелие давно и активно развивается во всем мире. Россия здесь отстает, и во многом это происходит из-за отсутствия законодательной базы в сфере органической сельскохозяйственной продукции. В России нет национального стандарта, определяющего, что такое органическая продукция, нет закона регулирующего данный сектор.

В России только этой осенью приняли ГОСТ 56104–2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения». Но этого недостаточно, и по-прежнему практически любой может назвать свою продукцию органической, по сути, это вопрос только честности производителя. Потребитель может увидеть на прилавках магазинов множество продуктов, в названиях которых встречается приставка БИО, ЭКО и т.д., однако, что стоит за этими названиями, часто неизвестно. Решить проблему может лишь сертификация, которую должен определять закон.

Сейчас в России, по словам Якова Любоведского, существует не более 70 сертифицированных экологических хозяйств. Например, в Индии их более 900 тысяч, в Мексике 170 тысяч, около одной тысячи в Кыргызстане. В России же это энтузиасты, которые добровольно прошли сертификацию и теперь имеют документ гарантирующий, что их продукция соответствует жестким стандартам по производству органики.

В Европе, США и многих других странах, где рынок органики хорошо развит, такая практика сертификации экопроизводителей действует уже несколько десятилетий. Очевидно, что в этих странах развитие этого бизнеса во многом определяется грамотным госрегулированием и заинтересованностью власти в поддержке внутреннего производства и распространению на внутреннем рынке национальных стандартов и сертификации, подконтрольной государству.

По словам Якова Любоведского, хочется надеяться, что теперь такая поддержка, благодаря закону, появится и в России.

Лобби: история борьбы за закон

Проект закона об органическом земледелии имеет долгую историю. Впервые предложение создать нормативно-правовую базу в сфере органического сельского хозяйства прозвучало в Совете Федерации РФ в 2003 году, за это время вяло разрабатывался закон. Его бурное обсуждение началось в прошлом году, когда столкнулись интересы крупных корпораций и мелких и средних фермеров. Гиганты бизнеса старались пролоббировать свои интересы, чтобы стать единственными игроками на этом рынке и фактически уничтожить более мелкие хозяйства.

Но закон эту идею не поддержал и все же встал на стороне небольших экопроизводителей. Основная позиция закона в нынешней редакции заключается в том, что без крестьянских хозяйств никакого сельского хозяйства не бывает, а потому нужно дать малым и средним хозяйствам выжить и достойно зарабатывать.

Один из самых важных пунктов нынешнего проекта закона определяет процесс сертификации, объясняет Яков Любоведский.

Согласно проекту закона, контроль за всеми процессами производства органической продукции будут проводить независимые сертификаторы, но аккредитованные государством. Государство через сертификаторов уже будет осуществлять надзор за бизнесом, что позволит уйти от коррупционных схем.

«Очень важно, что это будет независимая оценка экопроизводителей, что позволит уйти от коррупционных схем и сделает проверку производителей открытой и прозрачной. В такой модели контроля качества подкуп должностных лиц становится бессмысленным, что, конечно, сильно не нравилось корпорациям», - говорит Яков Любоведский.

Другой важный пункт касается самих стандартов. Они полностью эквивалентны международным нормам, что позволяет выходить на внешние рынки.

«Стандарт и нормы производства, которые предложены в России - это прямой перевод общих требований, которые приняты в странах Евросоюза. Это хорошо и плохо одновременно. Это хорошо, что наши стандарты будут гармонизированы, но все же нужно учитывать, что в Европе перепроизводство сельхозпродукции и их стандарты не направлены на повышение плодородия, а во-вторых, элементарно те же самые понятия в странах Европы и в России воспринимается по-разному. В нашем варианте закона нужно использовать только четкие юридические понятия. В целом, закон позволяет российским производителям полностью быть интегрированными в международный рынок – это очень важно», - отмечает Яков Любоведский.

Перспективы России на рынке экопродукции

Сегодня мировой рынок органической продукции превышает $80 млрд., рынок стабильно растет по экспоненте даже в кризисы и к 2020 году планируется в диапазоне $200-250 млрд. Стоит отметить, что почти 90% мирового рынка потребления экопродукции сосредоточено в США и странах ЕС, это при том, что спрос в этих странах растет гораздо быстрее, чем производство. Но в США и странах ЕС существуют серьезные экологические и агроклиматические проблемы для выращивания органической продукции. У России есть всё необходимое, чтобы стать одним из лидеров по производству экологически чистой продукции.

«Россия обладает более ценным экспортным продуктом, чем энергоносители - это возобновляемые ресурсы биопроизводства. Тут очень важно, что, в отличие от ископаемых, сырье, получаемое при органическом сельском хозяйстве, когда земля не истощается химией, не засаливается синтетическими удобрениями, это возобновляемый источник для продовольственного, а также и промышленного сектора», - заключает Яков Любоведский.

Полная версия