Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Отставка министра обороны США – первый признак неудачи в войне против Исламского государства

Американские СМИ в своих сообщениях о предстоящей отставке министра обороны США Чака Хейгела связывают это событие с неудачами американских вооруженных сил в борьбе с формированием Исламское государство (ИГ).

Возглавив международную коалицию по борьбе ИГ, президент Барак Обама и госсекретарь Джон Кэрри пообещали своим более чем 40 европейским и арабским союзникам быструю победу над главным врагом мирового сообщества.

В течение трех месяцев по позициям ИГ было совершено более 800 боевых вылетов, нанесено 2400 ракетных и бомбовых ударов, ежедневно расходуется около 10 миллионов долларов. Однако никаких отчетов о реальных успехах в борьбе против террористических формирований не было представлено. Напротив, с самого начала сообщалось о гибели от авиаударов большого числа мирных сирийских и иракских граждан, о разрушении целого ряда нефтедобывающих объектов и сооружений, о продолжении активных боев около целого ряда сирийских и иракских городов, включая те, что находятся на границе с Турцией.

В такой ситуации президенту Обаме пришлось искать «козла отпущения», на которого можно было взвалить всю вину за неудачи в широко распропагандированной и разрекламированной кампании против террористов №2.

Объективные трудности в реализации этой операции были известны заранее. ИГ, в отличие от «Аль-Каиды», об уничтожении лидера которой – Усамы Бен Ладена - с гордостью хвалятся друг перед другом американские спецназовцы, имеет достаточно широкий спектр выбора воинского контингента, поскольку воюет на арабской территории, где имеется значительное число молодых людей «призывного» возраста, недовольных тем, что происходит в Арабском мире. Это связано, в частности, с тем, что все последние годы мусульмане-сунниты чувствовали себя ущемленными, и само ИГ стало протестным движением против засилья алавитов в Сирии и шиитов в Ираке.

В результате неудачных действий оппозиции на территории Сирии, в ИГ влились не только арабы, но и иностранные граждане, включая американцев, европейцев, австралийцев, которые оказались отвергнутыми своими государствами, хотя именно с их молчаливого согласия отправлялись на борьбу с сирийским режимом. Теперь все они оказались запертыми в этом регионе, и им не остается ничего, как продолжать воевать на стороне ИГ.

В отличие от «Аль-Каиды», которая финансировалась за счет пожертвований, ИГ захватила значительную территорию, богатую нефтью. Это обеспечило ИГ несметные финансовые возможности, благодаря подпольной торговле нефтью на черном рынке. Хотя цена на дизель здесь в 2 раза ниже, чем мировая, но ее вполне достаточно, чтобы полностью обеспечивать «игиловцев» оружием и продовольствием. Самое интересное, что эти нефтепродукты покупают те же самые иракцы, сирийцы, курды и турки, которые против ИГ и воюют.

Ведение наземных операций против ИГ американцы возложили иракские правительственные войска, курдские формирования Пешмерга, сирийскую оппозицию. Но следует честно признать, что эти силы обладают очень слабым моральным и боевым духом, и возлагать надежду на то, что они принесут победу в наземных операциях было изначально серьезной тактической ошибкой военной политики США на Ближнем Востоке.

Со всей очевидностью, перед американской администрацией встал вопрос об использовании собственных сухопутных войск в войне против ИГ, и именно этого требует президент Обама от министерства обороны. Но министр Хейгел, будучи опытным военным, как видится, решил не принимать на себя ответственность за такое решение. Это и составило зерно конфликта и явилось главной причиной его отставки. Новому министру предстоит выполнять очередные «грандиозные» планы американской администрации в борьбе против ИГ, но борьба потребует еще очень много сил и времени, а США придется, вероятно, искать выход из сложившейся ситуации уже в период правления своего нового президента.

Полная версия