Последние события в Иерусалиме показывают, что израильская администрация пытается поставить под свой полный контроль третью святыню ислама мечеть Аль-Акса или мечеть «Купола скалы».
Отдельные израильские политики и общественные деятели правого толка все чаще призывают осуществить захват Аль-Аксы и настраивают израильское сообщество на мысль о необходимости восстановления «Иерусалимского храма» на том месте, где сейчас находятся мусульманские святыни, включая «Купол скалы», мечеть халифа Омара и другие культовые сооружения 7-8 веков.
Сразу же следует оговориться, что когда мусульмане пришли в Иерусалим, от иудейского храма уже не осталось и следа, поскольку он был разрушен римлянами в 70 г. н.э., а сами иудеи были изгнаны из Палестины и рассеяны по разным сторонам света, включая Северную Африку, Испанию, Персию, Крым, Хазарию и т.п. И даже раскопки вокруг «Купола скалы», которые проводятся израильским властями несмотря на протесты мусульман, не дают никаких доказательств того, что иудейский храм находился именно на этой скале. В 637 г. халиф Омар приказал поставить небольшую мечеть, от которой не осталось следа, а в 691 г. было завершено строительство мечети «Купола скалы», которая покрыла своим куполом тот самый камень, с которого пророк Мухаммад совершил восхождение на небеса к лону Всевышнего. В свое время эта мечеть стала самым красивым мусульманским храмом, украшенным позолоченным куполом снаружи, и великолепными каллиграфическими надписями изнутри. Окончательный облик эта мечеть приняла в 16 веке, когда по приказу Османского султана была снаружи обложена голубой керамической плиткой. В эти же времена весь комплекс мечеть «Купола скалы» получил название «Аль-Харам аш-Шариф» - Благословенный храм и стал третьей святыней, после Каабы в Мекке и Мечети Пророка в Медине, к которой направляли свои стопы паломники после совершения хаджа.
Попытки радикальных сионистов завладеть «Куполом скалы» стали предприниматься сразу после поражения арабов в войне 1967 года, когда восточная часть Иерусалима, где и находится мусульманская святыня, оказалась под контролем израильских властей. Первым, сразу же после окончания Шестидневной войны 1967 года это сделал главный военный раввин Израиля Шломо Горен. Он поднялся на храмовую гору и вошел в мечеть со свитком Торы и ритуальным рогом, в который протрубил внутри мечети. 21 августа 1969 года принявший иудаизм австралиец Майкл Дэнис под видом туриста вошел в мечеть Омара и осуществил поджог, в результате которого сгорела знаменитая деревянная кафедра-минбар, установленная в 12 веке по приказанию Салах ад-Дина, освободившего Иерусалим от крестоносцев. Несмотря на то, что Высший совет раввинов Израиля запретил иудеям подниматься на храмовую гору, попытки овладеть этой святыней продолжались и в более позднее время.
Однако более серьезную опасность для мечетей Иерусалима и близлежащих палестинских районов представляют не разрозненные антимусульманские акции, а политическая линия, которую проводит израильское руководство по отношению к Иерусалиму и палестинским территориям на Западном берегу Иордана. Если до 1980 г. Восточный Иерусалим и Западный берег находились под юрисдикцией Иорданского Королевства, то затем Израиль объявил о полном присоединении всех этих территорий, а Иерусалим объявил единой и неделимой столицей Израиля, оставив иорданскому королю только формальное право обеспечивать содержание религиозных мусульманских сооружений в Благословенном храме «Аль-Харам аш-Шариф» Иерусалима.
В последний год вопрос о возможности вхождения израильтян на территорию мусульманских святынь все чаще поднимается на политическом уровне в кнессете в рамках проекта дальнейшей «иудеизации» Иерусалима в целом, храмового комплекса в его восточной части.
Одна из наиболее активных религиозно-сионистских партий «Иудейский дом», получив 13 мест в израильском парламенте, предлагает передать весь мусульманский комплекс под контроль израильских властей и открыть иудеям доступ на эти территории, хотя израильский раввинат выступает против, поскольку, в соответствии с их религиозным вердиктом, это место не является разрешенным для совершения каких-либо религиозных действий правоверными иудеями, пока там находятся храмы других религий.
Вопрос о статусе мусульманских святынь Иерусалима выносится и на международную арену. Во время последней встречи Госсекретаря США Джона Кэрри и Короля Иордании Абдаллаха он обсуждался в числе первых. Но пока только Иордания и сами палестинцы высказывают серьезную озабоченность будущим мусульманской святыни, которая подвергается нападениям со стороны сионистов и воинствующих правых израильтян. Руководители арабских государств либо озабочены своими внутренними проблемами в Египте, Ливии, Тунисе, Йемене, или же увлечены войной с сирийским режимом и Исламским государством, как это происходит с богатыми странами Персидского Залива во главе с Саудовской Аравией.