Онлайн-экономика: от инноваций к стабилизации
29 октября в ИТАР ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная результатам исследования «Экономика Рунета 2013-2014». Этот проект, третий год подряд совместно реализуемый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), направлен на оценку объема и динамики развития российской онлайн-индустрии.
Основной вывод, сделанный участниками проекта, заключается в том, что индустрия продолжает расти, хотя и не столь высокими темпами, как раньше. В 2013 году объем 15-ти Интернет-рынков был равен 750 млрд. рублей, а рост данного показателя относительно 2012 года составил 31%. В результате доля экономики Рунета в ВВП достигла 1,6% - на 0,3% больше, чем в прошлом году. В 2014 году эксперты ожидают, что темпы роста составят 30%. Для сравнения: в 2012 году динамика развития онлайн экономики составила 39%. Таким образом, развитие последней по-прежнему идет опережающими темпами по сравнению со всей экономикой страны, что позволяет надеяться на постепенное сокращение отставания России от ведущих мировых онлайн экономик.
В прошлом году в рамках исследования был составлен прогноз развития индустрии до 2018 года. Он включал четыре возможных сценария: инновационный, стабилизационный, консервативный и кризисный. Эксперты полагают, что в настоящее время ситуация развивается ближе всего к стабилизационному сценарию. Действительно, развитие сегментов электронной коммерции и рекламы происходит на фоне невысокого экономического роста, усиливается консолидация основных игроков рынка, среднегодовой индустриальный рост снижается и вполне может опуститься до уровня 15-20%.
Обратим внимание, что в этом году впервые в рамках исследования были оценены рынки онлайн продаж музыки, видео, книг и СМИ. Ранее по электронному контенту, исключая игры, публиковалась общая цифра. Еще одно изменение коснулось рынка Веб-разработки. При его оценке впервые учитывалось активно развивающееся направление мобильной разработки (все оценки рынков приведены в таблице).
Таблица 1 Объемы и динамика развития 16 российских онлайн рынков в 2012-2014 годах. Данные НИУ ВШЭ/РАЭК
Рынок |
Объем в 2013 г., млрд. руб. |
Динамика по сравнению с 2012 г. (%) |
Динамика в 2014 г. (%), прогноз |
|
Сегмент «Реклама и маркетинг» |
||||
1 |
Веб-разработка и мобильная разработка |
21 |
--- |
+19 |
2 |
Контекстная реклама |
57 |
+52 |
+28 |
3 |
Медийная реклама |
23 |
+20 |
+7 |
4 |
Видеореклама |
2,9 |
+67 |
+50 |
5 |
Маркетинг в социальных медиа (SMM) |
6,3 |
+35 |
+17 |
6 |
Поисковая оптимизация |
12 |
+17 |
+13 |
Сегмент «Инфраструктура» |
||||
7 |
Программное обеспечение как услуга (SaaS) |
4,3 |
+34 |
+28 |
8 |
Хостинг |
4,9 |
+12 |
+11 |
9 |
Домены |
2,5 |
+15 |
+5 |
Сегмент «Электронная коммерция» |
||||
10 |
Ритейл |
368 |
+29 |
+30 |
11 |
Электронные платежи |
350 |
+30 |
+40 |
12 |
Туризм |
195 |
+27 |
+45 |
Сегмент «Электронный контент» |
||||
13 |
Игры |
35 |
+22 |
+22 |
14 |
Музыка |
2 |
--- |
+10 |
15 |
Книги и СМИ |
0,6 |
--- |
+65 |
16 |
Видео |
3,2 |
--- |
+9 |
Специальной темой исследования в этом году стало отношение индустриальных экспертов к изменениям в законодательстве, произошедшим за последний год. Речь идет о шести законах, в той или иной степени регулирующих отношения в Рунете («Антипиратский закон» 187-ФЗ, «Закон об ограничении на хранение персональных данных за пределами РФ» 242-ФЗ, «Блогерский закон» 97-ФЗ и др.). Анализ этой части исследования пока не завершен, результаты будут опубликованы позднее. Однако уже сейчас можно говорить о пассивной реакции значительной части экспертов на происходящие изменения в законодательстве, включая случаи, когда эти изменения имеют прямое отношение к бизнесу опрашиваемых.
«Экономика Рунета» - совместный проект НИУ ВШЭ и РАЭК, реализуемый с 2012 года. В этом году исследование было реализовано в формате массового онлайн опроса отраслевых экспертов. В 2014 году опрос был проведен с 23 сентября по 20 октября, в исследовании приняли участие 253 представителя Интернет-индустрии.
С.Г. Давыдов – к.ф.н., зам. декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, руководитель исследования «Экономика Рунета».