Группа ученых из Италии и США пришла к выводу о том, что пилоты и экипаж самолетов в два раза чаще заболевают меланомой – самой опасной разновидностью рака кожи, по сравнению с обычными людьми.
Ученые провели мета-анализ 19-ти научных работ, которые включали более 266 тысяч участников исследования.
Как полагают авторы, этот эффект связан с воздействием ультрафиолетового излучения и ионизирующей радиации. Причем, если мониторинг ионизирующей радиации в кабинах самолетов проводится, то за ультрафиолетовым излучением никто не следит. Кстати, величина и ионизирующего излучения в самолете выше на порядок. Правда, эти дозы считаются безопасными для здоровья. Например, если человек, находясь в обычном здании в городе, получает дозу излучения 10-20 микрорентген в час, то на высоте около 10-ти тысяч метров можно получить около 200 микрорентген в час.
Как говорят авторы, стекло кабины самолета и иллюминаторы плохо защищают и от ультрафиолетового излучения. На высоте около 10-ти тысяч метров величина ультрафиолетового излучения примерно в два раза больше, чем на поверхности земли.
«Из-за повторяемости воздействия ультрафиолетового облучения на экипаж самолетов, возможно, происходят и более частые случаи развития меланомы», - считают авторы.
По словам ученых, их исследование показывает необходимость создания защиты от ультрафиолетового излучения в самолетах и разработки специальной защиты для экипажа.
Результаты анализа влияния УФ-излучения на здоровье экипажа самолетов опубликованы в последнем номере журнала JAMA Dermatology.
Напомним, что меланома является одной из самых агрессивных форм рака кожи. Ультрафиолетовое излучение повреждает биологические молекулы. Тогда могут происходить фотохимические реакции и образование свободных радикалов. Эти процессы приводят к повреждению белка кожи – коллагена. Если же повреждается ДНК кожи, тогда клетки могут превратиться в раковые.