От лихорадки Эбола могут пострадать 30 тысяч человек
Примерно 30 тысяч человек могут нуждаться в лечении и профилактике лихорадки Эбола - заболевании, вспышка которого свирепствует в настоящее время в Западной Африке. И это консервативный сценарий. При этом, запасов экспериментальных препаратов для лечения болезни может не хватить на всех.
К этому выводу пришел эпидемиолог из Оксфордского университета Оливер Брэди (Oliver Brady). Его краткий анализ ситуации опубликован в сегодняшнем номере журнала Nature.
Чтобы подсчитать примерно, сколько человек нуждается в вакцинации и лечении, Брэди и его коллеги построили модель, выделив четыре группы людей, которым может понадобиться терапия.
В первую группу ученые отнесли людей, которые больше всего нуждаются в таких препаратах – это уже заразившиеся вирусом Эбола и их родственники в Западной Африке, которые близко с ними контактировали. Во второй группе находятся врачи и медицинский персонал, т.е. люди, которые непосредственно контактируют с больными в Африке. Третья группа – люди, которые также нуждаются в препаратах, хотя и не так остро – это сотрудники различных гуманитарных немедицинских организаций, которые работают в Западной Африке. Четвертая группа – люди, которые могут каким-то образом заразиться лихорадкой Эбола и перенести ее в другие части света.
Как говорится в статье, если суммировать численность людей в этих группах, то получится примерно 30 тысяч человек, при этом, из этих людей уже около 2250 инфицировано. Правда, Брэди признает, что данная оценка приблизительна.
Тем не менее, ученый утверждает, что даже при неточности оценки ситуации, существующих экспериментальных препаратов явно недостаточно, чтобы помочь этим людям.
Напомним, что в настоящее время не существует специфического лекарственного препарата от лихорадки Эбола, не существует и вакцины от этого заболевания. А в связи с чрезвычайностью нынешней ситуации в Западной Африке, ВОЗ недавно признала этичным использование непроверенных вакцин и препаратов для борьбы с вирусом Эбола.
Как пишет Брэди, в настоящее время основными способами терапии лихорадки Эбола являются пассивная иммунизация с помощью моноклональных или поликлональных антител и антивирусная терапия.
Несколько экспериментальных препаратов находятся на разных стадиях клинических испытаний, но большинство из них прошли лишь испытания на животных.
Одним из самых перспективных препаратов для лечения лихорадки Эбола является ZMapp – это препарат, который содержит моноклональные антитела. Именно он применялся для лечения врачей, которые работали в Западной Африке и заразились опасным вирусом. Правда, как отмечает Брэди, запасы этого препарата не бесконечны, и уже почти исчерпаны. К тому же, применение этого лекарства ставит острый вопрос о том, как должен распределяться препарат, который потенциально может спасти человеку жизнь. Как уже отметила помощник генерального директора ВОЗ Мари-Поль Кини, «я не думаю, что может существовать справедливое распределение чего-то, что существует в таком небольшом количестве».
Как подчеркивает Брэди, запасов других экспериментальных препаратов для лечения лихорадки Эбола хватит на десятки и сотни пациентов, тогда как в них могут нуждаться тысячи и десятки тысяч.
Как пишет Брэди, нынешнее число заболевших лихорадкой Эбола значительно больше, чем в предыдущие годы (вирус Эбола был впервые выделен в 1976 году в Заире, тогда же произошла и первая вспышка заболевания, было зафиксировано около 500 пострадавших).
Дело в том, что нынешняя эпидемия в Западной Африке, в отличие от предыдущих, вышла за пределы сельских поселений и затронула города, где плотность населения значительно выше, поэтому и вероятность передачи вируса значительно больше.
Как пишет Брэди: «Масштаб нынешней эпидемии таков, что это должно подстегнуть разработку лекарств и вакцин. Большая проблема состоит в том, чтобы в несколько раз увеличить производство и распределение препаратов. Все, к кому это относится, должны быть готовы принять вызов».
Комментируя данную работу, профессор Джонатан Бол (Jonathan Ball) из Ноттингемского университета отмечает, что вспышку инфекционного заболевания невозможно победить полностью без проведения вакцинации. «Если перед нами стоит цель предотвратить появление болезни, тогда, как говорит нам история, в этом случае лучше всего работает вакцинация. Но, при этом, важно понимать, что появление вакцины против лихорадки Эбола не произойдет в ближайшем будущем», - говорит вирусолог.
Напомним, что вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке началась в феврале 2014 года. Начавшись в Гвинее, она затем распространилась на соседние страны Сьерра-Леоне и Либерию. По оценке Всемирной организации здравоохранения, нынешняя вспышка лихорадки Эбола является крупнейшей за всю историю с момента открытия этого заболевания.
По данным ВОЗ, с момента начала новой вспышки лихорадки по сегодняшний день погибло уже более 1200 человек, а число заболевших превысило 2200 человек.
Пандемии лихорадки Эбола – то есть эпидемии на весь земной шар, как утверждают специалисты, не произойдет, а вспышка заболевания будет ограничена африканским континентом. На территории России Роспотребнадзор оценивает угрозу осложнения эпидемиологической ситуации по лихорадке Эбола как чрезвычайно низкую.