Правда и мифы о лихорадке Эбола
По мнению заведующего кафедрой инфекционных болезней Института повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России Владимира Никифорова, ситуация в СМИ вокруг вспышки лихорадки Эбола сильно раздута.
«Сейчас из СМИ можно услышать, что контагиозность (заразность) заболевания достигает 95%. Это совершенно неправильно. Эта лихорадка достаточно трудно передается от человека к человеку», - отметил Владимир Никифоров на пресс-конференции в РИА Новости.
По его словам, 90% летальности – это тоже сильно сгущенные краски: эти данные относятся к статистике смертности в африканских больницах, куда больные часто попадают уже в крайне тяжелом состоянии.
«Летальность, по последним данным, составляет 55%. Правда, данные еще нужно будет исследовать. Также говорить о том, что заболевание не лечится – это неверно. Действительно, не существует узконаправленного специфического лечения, нет специфического препарата. Но мы имеем в своем распоряжении противовирусные препараты, которые действуют на эту группу вирусов. При грамотном, адекватном применении терапии вполне возможен благополучный исход», - подчеркнул Владимир Никифоров.
Ситуация же в Африке, по его словам, осложняется тем, что больные часто остаются в семье, когда за ними ухаживают родственники, совершаются ритуальные пляски. Через тесный контакт и происходит заражение. К тому же, часто вирусом заражается медицинский персонал, который имеет дело с больными в терминальной стадии и при этом нарушается техника безопасности.
Тем не менее, пандемии лихорадки Эбола – то есть эпидемии на весь земной шар не произойдет, а вспышка заболевания будет ограничена африканским континентом, подчеркнул Владимир Никифоров.
По его словам, во всех странах мира, в том числе и в России инфекционные службы отслеживают ситуацию.
«В России инфекционная служба готовится к подобного рода ситуациям, постоянно проходят учения по особо опасным инфекциям. Сейчас по поводу лихорадки Эбола на этой неделе прошло уже два учения – в первой и второй инфекционных больницах в Москве. То есть врачи и морально, и физически готовы к возможному, скажем так, заносу к нам сюда подобного рода возбудителя», - сказал Владимир Никифоров.
Как рассказал специалист, вирус Эбола, который является возбудителем болезни, был выделен в 1976 году в Заире в районе реки Эбола. Тогда было зафиксировано около 500 случаев этого заболевания. С тех пор лихорадка Эбола каждый год поражает людей в африканских странах, а вспышки заболевания происходят с разной периодичностью.
Исследования этого вируса также проводятся. В России изучением вируса Эбола занимается государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», расположенный в наукограде Кольцово Новосибирской области.
Клиника лихорадки Эбола, по словам Владимира Никифорова, хорошо известна. Инкубационный период длится от двух до 21 дня. «У болезни острое начало – подъем температуры, симптомы интоксикации, на 2-3 день происходит расстройство кишечника, в конце первой недели – геморрагический синдром, когда происходит кровотечение, что и приводит больного к летального исходу», - говорит Владимир Никифоров.
С февраля 2014 года началась новая вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке. Начавшись в Гвинее, она затем распространилась на соседние страны Сьерра-Леоне и Либерию. По оценке Всемирной организации здравоохранения, нынешняя вспышка лихорадки Эбола является крупнейшей за всю историю с момента открытия этого заболевания.
По данным Роспотребнадзора, с момента начала новой вспышки лихорадки зафиксировано 1603 случаев этого заболевания, из которых 887 случаев, или 55%, закончились летальным исходом.
Сегодня Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение лихорадки Эбола стало опасностью международного значения. Победить болезнь мировое сообщество может только совместными усилиями, заявила гендиректор ВОЗ Маргарет Чэнь.