Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В России стремительно растет количество ВИЧ-инфицированных

Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) в 2011 году выступила с инициативой ноль. Ее цель - свести к нулю смертность от ВИЧ-инфекции во всем мире.

И если сейчас страны Центральной и Западной Европы к заветному нулю стремятся, то в России ситуация складывается противоположная: сохраняется высокий уровень заболеваемости, и при этом растет количество новых случаев заражения вирусом.

Инициатива ноль

На первый взгляд абсолютно утопичную идею инициативы ноль можно достичь единственным способом - охватить антиретровирусной терапией всех носителей ВИЧ-инфекции на планете. Эта идея появилась в 2011 году, когда клинически подтвердилось, что раннее начало лечения ВИЧ-инфекции сокращает риск передачи вируса на 96%.

Эффективность антиретровирусной терапии наглядно показывают цифры. С 2001 года, когда во всем мире стали активно финансироваться программы по борьбе с ВИЧ и инфицированных людей стали лечить, на 33% сократилось количество новых случаев ВИЧ-инфекций и на 30% удалось сократить смертность.

Но это общемировая тенденция, а ситуация в разных странах и регионах выглядит по-разному.

Россия и Африка: статистика становится похожей

С одной стороны, в России стремительно растет количество новых случаев выявления ВИЧ-инфекции. С другой – растет количество людей, которые нуждаются в терапии, но которым лечение недоступно. И эта ситуация, как замкнутый круг, только провоцирует рост заболеваемости.

На данный момент, в России зарегистрировано 770 тысяч человек с ВИЧ-инфекцией. Это официальная статистика. А по оценочным данным Федерального центра СПИД, больных в России почти в два раза больше - 1 млн 200 человек. Всего 150 тысяч больных, по данным этого же центра, получали антиретровирусную терапию в 2013 году. А нуждаются в терапии почти 300 тысяч больных. Причем, в эту цифру входят лишь пациенты, стоящие на диспансерном наблюдении.

«Проблема – в недостатке финансирования. В последние три года из федерального бюджета выделяется по 19 млрд руб в год, в 2014 году ожидается такие же финансирование. Это при том, что количество больных увеличивается. По нашим подсчетам необходимо 36 млрд в год для лечения этих больных», - говорит старший научный сотрудник Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Ладная.

Действительно, в России количество новых случаев поражения ВИЧ-инфекции стремительно увеличивается. В 2013 году было зафиксировано 77 тысяч новых случаев заражения ВИЧ.

«Такое количество новых случаев выявляется ежегодно только в африканских странах. Для сравнения, в 22 странах Западной Европы в 2012 году было зафиксировано 26 тысяч новых случая, в 15-ти странах Центральной Европы – всего около 3 тысяч случаев», - отмечает Наталья Ладная.

В общемировой статистике по количеству ВИЧ- инфицированных Россия также заметно выделяется. На первом месте здесь - африканские страны к югу от Сахары (почти 5% населения являются носителями ВИЧ-инфекции), на втором месте – страны Карибского бассейна с 1% инфицированных. На третьем месте - Восточная Европа и Центральная Азия, где инфицировано - 0,8 % населения, и в этом регионе две самые неблагополучные страны – Россия и Украина.

«Самое неприятное, что в России наиболее поражены экономически успешные регионы. Выделяется 30 субъектов с наибольшей степенью поражения, где проживает 60% населения. Максимальный уровень в Иркутской, Самарской, Свердловской, Оренбургской, Ленинградской областях. Среди городов лидирует Санкт-Петербург, где пораженность, по данным на конец 2012 года, составляет 988 человек на 100 тысяч населения, а среди молодых мужчин в возрасте от 30 до 34 года пораженность ВИЧ-инфекцией достигает 10%. То есть можно представить, если девушка пришла, например, на дискотеку, с какой вероятностью она может познакомиться с ВИЧ-инфицированным молодым человеком», - говорит Наталья Ладная.

ВИЧ выходит в обычную популяцию

Причин, по которым инфекция распространяются столь быстро, по мнению специалистов, несколько. Одна из них – это проблемы в уязвимых группах.

«Существуют уязвимые группы населения, по нашим подсчетам это 12-16 млн. чел в России. В их состав входят потребители наркотиков, работницы коммерческого секса и представители нетрадиционной сексуальной ориентации. И эти люди не идут к врачам, мы их не охватываем и профилактическими программами, они соответственно и не получают лечения. Например, сейчас в два раза меньше стали тестироваться потребители наркотиков», - констатирует Наталья Ладная.

Но самое неприятное, то, что инфекция вышла из границ уязвимых групп в нормальную обычную популяцию. Это значит, что сейчас вероятность заражения вирусом при обычном гетеросексуальном контакте намного выше, отмечают медики.

«С 1996 года заражение при употреблении наркотиков в России составляло 85-90% от всех случаев, в основном носителями инфекции были мужчины. В 2013 году мы наблюдаем другую картину: сейчас 40% случаев заражения происходит при обычных гетеросексуальных контактах. 58% заражается при употреблении наркотиков», - говорит Наталья Ладная.

Быстрое распространение инфекции, переход ее в обычную популяцию медики связывают, в том числе, и с сокращением финансирования профилактических программ. Получается, что мы не боремся с эпидемией, предупреждая новые ВИЧ-случаи, а сражаемся с последствиями заболевания.

Одна из причин – сворачивание проектов финансирования со стороны UNAIDS в 2011 году.

По словам Натальи Ладной, все меры, которые позволили бы успешно бороться с распространением ВИЧ-инфекции, хорошо известны: «В UNAIDS была разработана концепция инвестиций – куда нужно вкладывать. Это, прежде всего, программы среди уязвимых групп – доступ к их тестированию, необходимо как можно раньше выявить наличие у них вируса и начать лечение».

Не менее важны профилактические мероприятия среди населения, профилактика передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, пропаганда использования презервативов, расширение доступа к тестированию на ВИЧ и лечению ВИЧ-инфекции.

Только тогда можно приблизиться к инициативе – ноль. К сожалению, в России, как показывает статистика, пока таких перспектив нет.

Полная версия