Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Бюрократия лишает онкобольных обезболивающих лекарств

Проблема доступности обезболивающих препаратов онкологическим больным – одна из самых острых в российской онкологии, заявили участники Седьмого форума «Движение против рака», который в начале февраля прошел в Москве.

По данным центра паллиативной помощи онкологическим больным, в регионах только 4% больных обеспечиваются анальгетиками, в столице эта цифра составляет 10%, остальные пациенты препараты получить не могут. Эти данные привела в своем докладе профессор, ведущий научный сотрудник «Национального НИИ общественного здоровья» РАМН Елена Тельнова.

Проблема здесь не в недостатке финансирования, а в законодательстве, считают медики: эта область регулируется действиями Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

«Издаются законы, которые не имеют никакого отношения к медицине. Создана безумная система, которая фактически не позволяет назначать эти препараты. Эти законы порушили все медицинские подходы, по которым эффективно бороться с болью можно лишь, назначив препарат до возникновения боли. А по закону к больному должен прийти врач, составить описание боли и назначить препарат. Затем медицинская сестра должна в присутствии врача открыть ампулу, сделать укол и сдать ампулу. Незаконный оборот наркотиков, по неофициальным данным, у нас составляет 100 тонн героина. В медицине, если мы возьмём пересчёт на героин, это будет всего 1 % от этих 100 тонн. С чем мы боремся, с этим одним процентом?»- недоумевает Анатолий Махсон, главный специалист-онколог Москвы, доктор медицинских наук, профессор, хирург высшей квалификации, заслуженный врач РФ.

Он добавляет, что сложности возникают даже при назначении обезболивающего пластыря. «Эти законы резко сократили и уменьшили возможность даже такого вида обезболивания. Многие лекарства отнесли к наркотическим средствам, хотя большинство из них наркоманы не применяют. Например, пластырь обезболивающий. По закону мы его должны потом сдать. Если не сдали, то за это вплоть до уголовной ответственности по статье «Хищение». Но известно, что наркоману нужна высокая концентрация в короткое время, а пластырь рассчитан на трое суток, он выдаёт дозу постепенно», - говорит Анатолий Махсон.

Елена Тельнова также отмечает, что низкая доступность обезболивающих препаратов в России связана с бюрократическими препятствиями.

«В России рецепт на такой препарат действует 5 дней. Для сравнения, во Франции – 28 дней, в Польше 14 дней. Затем существует проблема выписки рецепта – в Европе врач единолично назначает анальгетик. В России – длинная цепочка назначения препарата. Новый приказ № 11.75н часть вопросов, касающихся выписки препаратов, решил. Но только часть. При этом, еще нужно довести информацию до врачей. К сожалению, многие врачи об этом приказе еще не знают», - подчеркивает Елена Тельнова.

По словам председателя исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака» Николая Дронова, определенные подвижки в законодательстве, действительно, наблюдаются, тем не менее, не все происходит так, как хотелось бы.

«Общественные организации, сообщества пациентов, специалисты выходят с предложениями, существует рабочая группа Минздрава по обезболиванию. Идет сложный процесс взаимодействия с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков. Но у них есть доводы, иногда убедительные», - говорит Николай Дронов.

Напомним, что недавно широкий общественный резонанс вызвало самоубийство контр-адмирала Вячеслава Апанасенко.

«Прошу никого не винить, кроме Минздрава и правительства. Сам готов мучиться, но видеть страдания своих родных и близких непереносимо», – написал Апанасенко в предсмертной записке.

О причинах суицида рассказала его дочь Екатерина Локшина. «У папы была терминальная стадия рака поджелудочной. Он мужественно терпел боль. Моя мама попыталась получить для него морфин в поликлинике. Чтобы получить ампулы на 5 дней, нужно было много часов пробегать по разным кабинетам в поликлинике, несколько дней. Под вечер не хватило одной подписи и поликлиника закрылась. Папа был возмущен. Это стало последней каплей», – написала она в Facebook.

По мнению дочери погибшего контр-адмирала, проблема была связана не с действиями отдельных врачей поликлиники, а с общей практикой выдачи морфиносодержащих обезболивающих в России. «Ведь дело в системе, а не в человеческом факторе», – уточнила Локшина в комментарии РИА Новости.

Во вторник вице-премьер Ольга Голодец поручила Минздраву проверить, почему погибшему Вячеславу Апанасенко не давали обезболивающих.

Полная версия