Москва
18 декабря ‘24
Среда

«Бюджетный маневр» негативно отразится на лечении онкобольных

Из-за планируемого Минфином «бюджетного маневра» — сокращения финансирования здравоохранения уже в 2014 году, многие онкологические больные в России могут остаться без адекватной помощи. Снижение расходов федерального бюджета и передача финансирования большей части расходов раковых больных за счет региональных бюджетов, только усилит уже существующие огромные региональные различия. Эти и другие проблемы ведущие врачи-онкологи и представители общественных организаций обсуждали на Седьмом форуме «Движение против рака», который прошел в Москве.

«Бюджетный маневр» запланирован Минфином в ближайшие три года и означает перераспределение средств федерального бюджета в ущерб социальной сфере. Произойдет и сокращение финансирования здравоохранения. Если в 2013 году в России на долю здравоохранения приходилось 3,8% ВВП, то в 2014 году она сократиться до 3%, а к 2016 году упадет до 2,1.

По словам председателя исполнительного комитета Межрегионального общественного движения «Движение против рака» Николая Дронова, особую тревогу вызывает планируемое в программе «Развитие здравоохранения» (на период до 2020 года) резкое снижение расходов федерального бюджета на подпрограмму, в которой предусматривается снижение смертности от злокачественных новообразований. «Ассигнования по этой подпрограмме планируется уменьшить с 161 млрд рублей в 2013 году до 72, 7 млрд руб в 2015», - говорит Николай Дронов.

Это означает, что основное бремя медицинской помощи онкологическим больным ляжет на региональный бюджет. Но далеко не все регионы смогут с этой задачей справиться. А в результате, пострадают пациенты.

Медики отмечают, что и сейчас ситуация по финансированию помощи онкологическим больным крайне отличается по регионам.

«Процесс финансирования оказания специализированной медицинской помощи, согласно утвержденным Минздравом стандартам, не выдерживает никакой критики. У нас отсутствует равное право гражданина на получение адекватной медицинской помощи. Качество и объем этой помощи зависят от экономического положения региона, от его возможностей выполнять клинические рекомендации стандартов лечения. Есть Москва, которая реально хорошо работает и где в большинстве случаев пациентам доступна качественная эффективная медицинская помощь. И существуют другие районы, где эта помощь малодоступна. В первую очередь, по экономическим причинам», - говорит заместитель директора по научной работе, заведующий отделением клинической фармакологии РОНЦ имени Блохина, д.м.н., профессор Сергей Тюляндин.

По его оценкам, регионы способны финансировать лечение в объемах 10 - 30% от утвержденных стандартов Минздрава.

Он также привел результаты исследования, которое показывает, сколько больных раком молочной железы в России (этот вид рака занимает первое место в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями среди российских женщин), получают помощь по стандартам, одобренных Минздравом.

Как объясняет Сергей Тюляндин, Минздрав выпустил два стандарта оказания специализированного лечения РМЖ на базе стационара. Первая группа пациентов – та, которая получает адъювантную (вспомогательную) терапию после хирургического лечения. Специалисты подсчитали, что стоимость такой терапии составляет 165 тыс рублей. Вторая группа – те пациенты, у которых происходит метастатический процесс, и они нуждаются в лекарственной терапии. Стоимость такого лечения по расчетам онкологов – 274 тыс рублей.

«Что же в реальности мы имеем, какое количество больных, получавших в том или ином регионе лечение, согласно этим стандартам? Есть регионы относительно удовлетворительные. Например, Архангельская область – там потратили на лечение 1/3 от того, что реально необходимо было потратить, согласно этим стандартам. И есть Московская область, где траты на лечение больных РМЖ составляют всего 10% от той теоретической суммы, которая должна была бы потрачена, согласно стандартам. И это при том, что в Московской области в 4-5 раз больше больных, чем в Архангельской области, но они тратят на лечение пациентов меньше. И я хочу сказать как врач, практикующий в Москве, что пациенты Московской области - крайне обездоленные пациенты. Если у нас дальше будет продолжаться регионализация здравоохранения в подобном направлении, то нет никаких надежд на то, что мы улучшим результаты лечения», - считает Сергей Тюляндин.

Существуют и огромные различия в лекарственном обеспечении разных регионов. Так, например, по словам Николая Дронова, раздел федерального Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» включает более 80 наименований, аналогичный же перечень в рамках Территориальной программы госгарантий Красноярского края на 2014 год содержит лишь 15 наименований.

Как говорит главный онколог Москвы, д.м.н., профессор Анатолий Махсон, парадокс состоит в том, что Конституция гарантирует бесплатную медицинскую помощь, но нигде не сказано, в каком объеме.

«Здесь как раз и заключаются проблемы. Успехи в онкологии во многом связаны с появлением таргетных препаратов. Но, к сожалению, они стоят больших денег. Онкология – это затратная область, - констатирует Анатолий Махсон. - Чем отличается Москва? 11 % московского бюджета шло на финансирование здравоохранения, закуплено большое число высокоточного медицинского оборудования. Практически всеми лекарствами онкологические больные были обеспечены. Чтобы не было препарата, который был бы нужен – такого в Москве нет. Но вот что будет в 2015 году, если медицина перейдет на одноканальное финансирование - непонятно. Ведь мы закупили большое количество сложной техники – ее нужно будет обслуживать через несколько лет. Пока нам удается это делать. Но, если бюджет будет меняться, то непонятно, что произойдет. И самый больной вопрос – что делать пациентам, которым нужно получать препараты, например, в течение пяти лет, а если пациент получал два года препарат, бюджет сократился, и что - прекращать прием препарата?»

По мнению участников форума, России нужна серьезная противораковая стратегия, предполагающая эффективный план оптимизации системы здравоохранения, разработка национальных стандартов лечения, отказ от региональных различий в финансировании, разработка использования альтернативных схем финансирования лечения онкологических пациентов.

Полная версия