Москва
18 декабря ‘24
Среда

Скрининг онкозаболеваний: когда вреда больше чем пользы

Заместитель директора РОНЦ им. Н.Н. Блохина Давид Заридзе считает, что та часть программы диспансеризации россиян, которая посвящена выявлению на ранней стадии онкологических заболеваний, требует серьезной корректировки. Об этом он заявил в своем выступлении на третьем «Международном форуме по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни «За здоровую Россию», который проходит в Москве.

По мнению Давида Заридзе, без детальных рекомендаций для врачей, скрининг онкозаболеваний (или раннее выявление злокачественных опухолей до появления у человека каких-либо симптомов), может принести больше вреда, чем пользы.

Он отметил, что существует проблема гипердиагностики, когда некоторые формы рака, которые обнаруживаются в результате скрининга, не являются клинически значимыми, и тогда лечение только ухудшает состояние пациента. Это проблема особенно остро стоит в диагностике рака молочной железы, простаты и легкого.

Необходимы также клинические рекомендации по лечению опухолей, выявленных на скрининге. Таких рекомендаций для российских врачей сейчас нет. Также одно из необходимых условий адекватного проведения скрининга онкозаболеваний, отметил Заридзе – это высокий профессиональный уровень врачей.

«Опыт скрининга злокачественных опухолей в первую очередь, рака шейки матки и молочной железы, имеет давнюю историю в Европе, особенно в Скандинавских странах, в США, Канаде, Австралии. Разработано и написано много руководств и рекомендаций – это десятки книг. Очень важно проводить контроль качества скрининга на всех этапах. У нас таких детальных рекомендаций ни по одной форме рака нет», - сказал Заридзе.

По словам вице-президента американского онкологического общества Отиса Броулея, действительно, на данный момент врачи признают, что в скрининге есть как определенные риски, так и преимущества. «Из-за того, что методы диагностики становятся все более точными, теперь в 21 веке – нам нужно понять, что же такое рак. Что нужно лечить, а что наблюдать?», - сказал Броулей.

По статистике, около 2,5 млн россиян находятся на учёте у онкологов, у 500 тыс. человек ежегодно выявляют рак, 300-350 тыс. погибают, так как заболевание было обнаружено слишком поздно. Печально, что в 2/3 случаев заболевание обнаруживается на третьей-четвертой стадии. На первом месте по распространённости в нашей стране - рак лёгкого, на втором - рак желудка.

Однако, существуют страны, где за счет скрининговых программ удалось добиться невероятного успеха в борьбе с некоторыми вида рака.

«Скрининг рака шейки матки имеет давнюю историю, и его эффективность уже доказана. В Финляндии рак шейки матки практически исчез – нет смертности от этого вида рака. И это достижение применения цитологического скрининга. Сейчас доказанным метолом является тест Папаниколау или цитологический мазок. Данные исследований показывают, что цитологический скрининг наиболее эффективен для женщин в возрасте 25-69 лет. Проводить его необходимо раз в три года», - говорит Давид Заридзе.

Кроме цитологического скрининга, для предупреждения рака шейки матки медики рекомендуют проходить тест на вирус папиломмы человека. Известно, что папилломавирусная инфекция широко распространена -- более 70% людей в популяции инфицируются ВПЧ в тот или иной момент жизни, в большинстве случаев она протекает бессимптомно и через один-два года наступает спонтанная элиминация (гибель и удаление) вируса из организма. Рак шейки матки развивается примерно у 1% инфицированных женщин.

Что касается колоректального рака, то Давид Заридзе рекомендует в скрининговых программах проводить тест на скрытую кровь. «В возрасте 55-69 лет необходимо раз в два года проходить этот тест. Эффективность этого теста доказана. Если он окажется положительным, то необходимы дополнительные исследования. Здесь обязательна подготовка эндоскопистов, патологов», - подчеркивает Заридзе.

Диагностика рака молочной железы – проблема, которая обсуждается не первый год.

«Мои рекомендации, основанные на анализе литературы и моем собственном опыте - маммографию необходимо проводить женщинам в возрасте 20-69 лет один раз в два года. И здесь опять очень важна подготовка кадров. Рентгенологи многие не умеют читать маммографию. К тому же, там, где есть рентгеновские аппараты, необходимы медицинские физики, чтобы регулировать эти аппараты, чтобы был адекватный результат обследования. Таких специалистов очень мало», – подчеркивает Заридзе.

Рак легких, который является первым по распространенности в нашей стране, много лет диагностировался при помощи флюорографии. «Сейчас не рекомендуется применение флюорографии – это уже все поняли. Мои рекомендации - здесь необходима низкодозовая спиральная компьютерная томография. И проводить ее необходимо исключительно среди группы повышенного риска – среди сильно курящих мужчин», - считает Заридзе.

Проблемы существует в проведении ранней диагностики рака простаты. Например, в США, где ПСА-тест начали внедрять в середине 70-х годов, через десять лет произошел резкий взлет заболеваемости раком простаты. В чем же причина? Казалось бы, когда рак выявляется на ранней стадии, заболеваемость должна снижаться? Оказывается, что эта закономерность работает не всегда.

«В 1984 году я и мои коллеги опубликовали статью в Intertational Journal of Cancer. Мы считаем, что рост заболеваемости раком простаты в США, который последовал после внедрения ПСА-скрининга, можно объяснить выявлением латентного, клинически незначимого рака, который не дает никаких симптомов и никак не прогрессирует. На продолжительность жизни и качество жизни этот рак никак не влияет. Но эти показатели будут ухудшаться при лечении этой формы рака», - говорит Заридзе.

Как добавляет Отис Броулей, в скрининге рака простаты было много ошибок. «Я надеюсь, что вы в России учтете эти ошибки. Сейчас в США существует такая практика, когда мужчины должны быть проинформированы, и они уже сами принимают решение, проводить или нет ПСА-тест», - говорит Отис Броулей.

По мнению Заридзе, вопрос об эффективности ПСА-скрининга рака простаты остается как минимум нерешенным. Рекомендовать его в рамках диспансеризации не только нецелесообразно, но и вредно, считает он.

Напомним, что масштабная диспансеризация в России началась в этом году. Более 100 тысяч человек ежедневно проходят профилактические обследования. В программу входит раннее выявление рака молочной железы, рака шейки матки, рака простаты, колоректального рака, рака легкого. Диспансеризация позволила в восемь раз чаще выявлять онкологические заболевания, причем более половины из них были диагностированы на ранней стадии. Об этом в конце ноября сообщила руководитель отдела первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний в системе здравоохранения Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава РФ Анна Калинина.

Полная версия