Москва
19 ноября ‘24
Вторник

Лидеры профсоюза пилотов «Аэрофлота» пытались обмануть своих же коллег

В прошедшие выходные были задержаны лидеры «Шереметьевского профсоюза летного состава» (ШПЛС). Они обвиняются в вымогательстве у «Аэрофлота» 100 миллионов рублей.

Сначала были задержаны с поличным исполнительный директор ШПЛС Алексей Шляпников и член профсоюза Валерий Пимошенко. Их взяли на выходе из депозитария, где они забрали 10 млн руб, - часть от той суммы, которую они вымогали с летного директора «Аэрофлота». На следующий день был задержан Сергей Кнышев, сам бывший пилот «Аэрофлота», ныне муниципальный депутат Можайского района. Как пишут СМИ, он пытался скрыться от полиции, что – косвенно – может служить подтверждением его вины. Задержанные обвиняются в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 4 статьи 159 УК РФ (покушение на хищение имущества ОАО «Аэрофлот» путем обмана, в особо крупном размере). Максимальная санкция по этой статье — лишение свободы на 10 лет.

История этого вопроса связана с выплатой компенсации «Аэрофлотом». Мосгорсуд в июле этого года обязал перевозчика выплатить всем работникам летного состава компенсацию (она составила более 1 млрд руб.) за работу в ночное время и в особо опасных условиях. В итоге «Аэрофлот» создал резервный фонд и приступил к выплатам. Как пишет газета «Коммерсант», фигуранты дела решили воспользоваться отсрочками, в которых был заинтересован «Аэрофлот».

В частности, по данным источников «Ъ», одним из вариантов договоренностей они предлагали осуществление выплат всего нескольким десяткам особенно заслуженных летчиков, тогда как по судебному решению речь шла о выплате примерно 1 тыс. человек. В случае отказа от их предложения, фигуранты дела, по версии следствия, угрожали провести протестные акции, которые могли повлечь для компании серьезные убытки, а также разместить в СМИ некий компромат. За свои услуги злоумышленники требовали от руководства авиакомпании вознаграждение в размере 100 млн руб».

«Это громкое задержание проливает свет на многое. До сих пор наблюдатели недоумевали: всем известно, что пилоты Аэрофлота получают в 2-3 раза больше, чем их коллеги из других отечественных авиакомпаний. Более того -- их зарплаты сравнимы с самыми высокооплачиваемыми пилотами мира, а с учетом нагрузки -- даже превышают их. «Аэрофлот традиционно платит пилотам больше, чем другие авиакомпании. К тому же авиакомпания предоставляет достаточно комфортные условия работы, на самой современной технике - ведь в Аэрофлоте самый молодой авиапарк в Восточной Европе. В таких условиях пилотам жаловаться, мне кажется, грех», -- говорит аналитик «Промсвязьбанка» Игорь Голубев.

Кстати, сами профсоюзные лидеры не опускались до объяснения своих требований. Даже на недавней пресс-конференции, которую ШПЛС провел совместно с западной профсоюзной организацией летчиков SkyTeam, звучали только дежурные требования повышения зарплаты. Почему? На этот вопрос лидеры ШПЛС внятно ответить так и не смогли.

Теперь все встало на свои места: прикрываясь интересами пилотов и поддерживая социальную напряженность, лидеры ШПЛС просто удовлетворяли свои нескромные денежные запросы.

«История с использованием профсоюзов в подобных целях (так было, например, в США в середине прошлого века) показывает, что это приводит к негативным последствиям в части доверия к профсоюзному движению и предлагаемым им социальным мерам», -- говорит Николай Миронов, гендиректор Института приоритетных региональных проектов. Поэтому ситуация, считает он, требует внимания со стороны законодателя. «Нам следует подумать о повышении ответственности и прозрачности деятельности руководства профсоюзов, а также об усилении контроля за этой деятельностью со стороны их членов ( включая процедуры избрания, переизбрания и т.д.). Функционеры союзов должны чувствовать свою зависимость от работников. Должен быть минимизирован риск конвертации их влияния в средство корыстного, неправомерного давления на работодатедей-бизнесменов. Как важнейший элемент системы социального партнерства, профсоюзы также подлежат независимому общественному контролю», -- предлагает эксперт.

Что будет дальше? «Понятно, что эта коррупционная история подпортит реноме этого профсоюза и им теперь трудно будет требовать повышения зарплат», -- считает Голубев. Однако, произошедшее станет пусть горьким, но необходим уроком тем честным пилотам, которые поддались на демагогию боссов ШПЛС. Ведь не секрет, что основная часть членов профсоюза искренне считала, что их лидеры бьются за интересы летчиков.

«Теперь все зависит от того, кто придет в руководство профсоюза - будет ли это харизматичный лидер, займет ли он конструктивную позицию», -- уверен Голубев. Думается, что вероятность такого исхода весьма велика. Ведь стоит вспомнить, что в ШПЛС состоит меньшая часть пилотов. Большинство из них, как и другие работники авиакомпании, состоят в другом профсоюзе, который давно наладил конструктивный диалог с работодателем. Так что выбор и ШПЛС небольшой -- или стремительно маргинализироваться, теряя членов, или встать на путь рабочего диалога по всем интересующим пилотов вопросам.

Тем более, что отношения не конфликта, а сотрудничества, выгодны всем сторонам. «Летчики и другие работники «Аэрофлота» перестанут быть пешками в чужой игре, избавятся от ложных посредников, преследующих свои корыстные интересы. Руководство компании сможет вести диалог с активом работников, а не с мошенниками, -- поясняет Миронов. -- Прекратится искусственно создаваемая конфликтная ситуация, она станет рабочей и конструктивной. В плюсе окажется и сам профсоюз. Он сможет выбрать себе достойных руководителей, стремящихся к защите интересов работников, а не к превращению его в мафиозную структуру, занимающуюся вымогательством». К тому же, окончание конфликта поможет Аэрофлоту скорее добиться заявленных амбициозных планов: по созданию лоукостера, по завоеванию ведущих позиций на мировом рынке авиаперевозок и т.д.

Полная версия