Лукашенко видит в Баумгертнере заложника
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ищет виновных в падении экспорта белорусского калия и бюджетных потерях.
«На встрече с журналистами он (Лукашенко) обвинил российскую сторону в экономических проблемах своей страны, а заодно признался, что неплохо было бы посадить владельцев «Уралкалия», чтобы добиться продажи их доли», - пишет сегодня информационный портал «Росбалт». ()
Речь идет о пресс-конференции белорусского президента, которая прошла в пятницу (в рамках пресс-тура российских журналистов) и наделала немало шума. Досталось не только «Уралкалию». Российских автопроизводителей Лукашенко обвинил в том, что они не хотят вкладывать деньги, не приносят новые технологии, не открывают новые рынки (это к вопросу об объединении МАЗа и КамАЗа). Собственная страна – Беларусь – по мнению Лукашенко, «разбалована» («Мы разбаловали белорусов. Они не прошли через революции — коричневые, розовые, голубые и прочие»). Но больше всего, конечно, досталось «Уралкалию», генеральный директор которого Владислав Баумгертнер с августа не может выехать из Минска – сначала он находился в СИЗО КГБ, потом был переведен под домашний арест.
Набор заявлений, сделанных белорусским лидером, в очередной раз показывает его эксцентричность (это как минимум): Баумгертнера он назвал «сопляком», Лондонскую биржу, где торгуется «Уралкалий» (и еще сотни международных компаний») – «бандитской». Акционеров «Уралкалия» Лукашенко хотел бы посадить «в одну камеру», чтобы они продали актив. А вырученные деньги можно было бы потратить на «цветущий сад» в Березниках.
Что собственно произошло в Белоруссии? До прошлого года «Уралкалий» и «Беларуськалий» торговали продукцией через совместное предприятие – «Белорусскую калийную компанию» (БКК). У этого предприятия было эксклюзивное право на экспорт белорусского калия. Но 22 декабря Лукашенко подписал указ об отмене эксклюзива. Как писала позднее российская пресса, Лукашенко считал, что самостоятельная торговля – без «Уралкалия» - даст стране дополнительные валютные поступления. Однако вышло по-другому. Самостоятельная торговля не исправила, а наоборот, ухудшила положение: увидев в действиях Минска распад российско-белорусского калийного союза, участники рынка стали вести себя более агрессивно, а покупатели начали игру на снижение цен. «Уралкалий» даже в этих условиях в течение более полугода пытался сохранить партнерство, но потом объявил, что прекращает экспортные поставки через БКК. Тем самым российская компания удержала позиции. И в III квартале даже увеличила производство. А вот у «Беларуськалия» этого не получилось: как показала практика, опыта работы на мировом рынке и необходимых знаний у его руководства нет.
Результат закономерный: высокие цены на калийные удобрения держались исключительно благодаря политике «цена превыше объема», потребители знали, что ситуацию не переломить, пока есть союз Белоруссии и России. Но искать виноватых в Белоруссии Лукашенко явно не желает. А ведь стратегию самостоятельной торговли ему посоветовали руководители профильных компаний – собственно «Беларуськалия» и концерна «Белнефтехим», в состав которого входит предприятие. Россияне убеждали партнеров, что стратегия ошибочна и приведет к коллапсу. Однако именно их белорусский лидер теперь называет «негодяями». А всю ситуацию – с учетом большого резонанса – Лукашенко теперь пытается перевести в политическую плоскость.
Согласно сообщениям СМИ, главным инициатором самостоятельной торговли выступал глава «Белнефтехима» Игорь Жилин. С начала октября в «Белнефтехиме» было несколько громких арестов. Все детали этих «чисток» пока не известны. Но есть подозрения, что это может быть связано и с «Беларуськалием». Вот только Лукашенко не хочет об этом сообщать публично: лучше обвинять россиян.
Резкие заявления белорусского лидера ничего хорошего для сотрудничества не сулят. Хотя он и уверял, что снова готов к союзу.
Более того, Лукашенко вряд ли остановится. В Белоруссии реальные проблемы: нужны деньги на погашение внешних займов, для поддержки местной валюты, а доходы бюджета падают, десятки предприятий выставлены на приватизацию, но успех не гарантирован.
Лукашенко явно решил сделать все, чтобы у белорусских граждан не появилось мысли о том, что виновник всей ситуации с калием – он сам или его подчиненные. «В таких условиях рассчитывать на то, что "Батька разберется", не стоит. И еще более наивно думать, будто "следствие разберется" или даже "суд разберется" — не секрет, что в Белоруссии правосудие несколько специфично», - отмечает «Росбалт». Выходит, разбираться придется именно российской стороне и российским правоохранительным органам. Иначе и другие бизнес-проекты России и Белоруссии рискуют оказаться в той же ситуации.