Железные дороги – транспорт будущего
История развивается по спирали: сначала развивались железные дороги, потом авиатранспорт. Сейчас железные дороги снова входят в моду, наращивая скорости поездов и отнимая пассажиров у авиакомпаний. Скоростные железные дороги во всем мире рассматриваются как важнейшая составляющая экономического роста.
Как говорят в Китае: «Население быстрее передвигается, товары быстрее расходятся». Неслучайно Китай, по данным Международного союза железных дорог, на конец 2012 года лидирует по протяженности высокоскоростных железнодорожных магистралей, оставляя другие страны далеко позади. За последние пятнадцать в Китае построена протяженная сеть скоростных и высокоскоростных магистралей. Например, между Шанхаем и Ханчжоу (180 км) действует одна из самых быстрых железнодорожных линий в мире: время пути поездов с максимальной скоростью 350 км/ч составляет всего 45 минут. По планам китайского правительства, к 2020 году железнодорожная скоростная пассажирская транспортная сеть страны составит более 50 000 км, объединив все областные центры и города с населением свыше 500 000 чел, что составит более 90% населения страны.
Российские железные дороги гигантскими темпами преодолевают отставание, накопленное за последние десятилетия советской власти и годы перестройки. Уже скоро наши железные дороги и поезда будут одними из самых скоростных, инновационных и удобных в мире. Такая задача поставлена перед руководством РЖД Президентом РФ.
У РЖД уже есть ряд успешных решений в этой области: САПСАН, АЭРОЭКСПРЕСС, соединяющий Москву и аэропорты, двухэтажные поезда. Например, «Сапсан» и «Аллегро», которые развивают скорость до 200 км/ч, в 2012 году перевезли 3,5 млн пассажиров. Всего с декабря 2009г., когда они были запущены, - более 9 млн пассажиров. Средняя загрузка этих скоростных поездов составляет более 80%.
Одна из задач, стоящих перед РЖД - улучшить дороги и поезда в масштабах всей страны в кратчайшие сроки.
История: настоящее и будущее
В Японии уже в 1960-е годы по сети Shinkansen поезда двигались со скоростью более 200 км/ч, а сейчас японские производители разрабатывают поезда, разгоняющиеся до 360 км/ч. Высокоскоростные железные дороги помогли стране войти в мировые технологические лидеры. Именно вдоль линии Shinkansen сконцентрировались большинство наукоградов и центров высоких технологий.
Во Франции сеть скоростных железных дорог составляет 1800 км. На сегодняшний момент, скорость поездов достигает 300 км/ч, а на некоторых линиях − 320 км/ч. На испытаниях в 2007 году французский экспресс разогнался до 574,8 км/ч. Для сравнения: типичная скорость пассажирских самолетов 800-900 км/ч. На расстояниях до 1,5 тыс. километров скоростные пассажирские поезда выигрывают у самолетов по всем показателям.
Конструкторы же мечтают о большем. Например, американский предприниматель-миллиардер Элон Маск недавно представил проект HyperLoop («Гиперпетля»), в котором капсулы с людьми и грузами будут летать внутри вакуумной трубы со скоростями около 6500 км/ч. Вряд ли такая труба будет построена, но не менее фантастический проект уже обсуждается на уровне проектных решений − суперскоростная магистраль между Пекином и Лондоном. Предполагается, что поезда будут развивать здесь скорость до 400 км/час, время в пути составит двое суток. На данный момент изучаются два варианта проекта – один через Россию, другой – минуя.
Преимущества железных дорог
В отличие от самолета, поезд плавно подвозит вас к платформе вокзала в центре города, а расстояние от аэропорта зачастую необходимо преодолевать в автомобильных пробках (хорошо, если к аэропорту подходит железная дорога). Как отмечают эксперты, добавив скорости поездам, железные дороги оттянули на себя пассажиров. В США, например, в 2000 году между Нью-Йорком и Бостоном (349 км) железная дорога перевозила 20% пассажиров, а самолеты − 80%, сейчас железной дорогой пользуются уже более 50% пассажиров.
На железные дороги снова обратили свое внимание грузоперевозчики, столкнувшиеся с проблемой исчерпания резервов роста автоперевозок и их высокой себестоимостью. К развитию железнодорожного транспорта призывают и экологи, поскольку даже на неэлектрифицированных участках дорог тепловозы сжигают гораздо меньше топлива, чем эквивалентное по грузоподъемности количество автофур. Преимущества вагона на железных рельсах по сравнению с автомобилем демонстрирует простой опыт: чтобы сдвинуть с места тонну груза на железной дороге нужно усилие 1,5-2 кг, а для автотранспорта эта цифра порядка 50 кг. Грузовой поезд перевозит до 10 тыс. тонн грузов, для перевозки такого груза требуется 500 фур, которые растянутся на дороге в караван протяженностью 30 км.
Еще одна проблема: пробки на подъездах к крупным городам и на их улицах заставляют власти ограничивать грузовой транспорт. В Москве, к тому же, фурам разрешается выезжать на МКАД только в ночное время.
Экономическое развитие страны, особенно с такими расстояниями, как Россия, без железной дороги невозможно. Это поняли российские власти, утвердившие проект строительства скоростной магистрали на стратегически важном направлении Москва-Казань и планы по развитию БАМа и Транссиба.
Транспортная система России неизбежно и логично преобразуется: уже скоро авиации останутся сверхдлинные маршруты и труднодоступные местности, автомобильный транспорт будет работать на коротких маршрутах в городах и в сельской местности, а основные грузовые и пассажирские потоки возьмут на себя поезда РЖД.