«Мы на себе опробуем то, что предлагаем бизнесу»
Государственный университет управления (ГУУ) существует с 1974 года, это alma mater тысяч успешных российских управленцев. Вуз и сегодня является лидером в обучении менеджеров. Какие вызовы стоят перед учебным заведением на нынешнем этапе? Рассказывает Владимир Годин, и. о. ректора ГУУ, д.э.н., профессор, председатель Совета РАБО.
Что современным менеджерам нужно от учебного заведения?
- В свое время три профессора опубликовали в Harvard Business Review статью о том, что бизнес-школы сбились с дороги. И что школа бизнеса должна быть похожа на зубоврачебный техникум, то есть не заниматься теорией кариеса, а реально учить, как лечить зубы. Я думаю, в обучении нужен баланс между теорией и практикой. Потому что бизнес по большому счету экономически эгоистичен, его потребности сиюминутны. Они, безусловно, должны учитываться. Но менеджер в первую очередь должен быть зрелой личностью, которая способна адаптироваться в изменяющейся среде. На наших глазах происходят сумасшедшие изменения. Так, совсем недавно все говорили, что нужно жить на заемные средства, а потом случился кризис и те, кто жил в кредит, проиграли.
Что ГУУ может дать управленцам для решения их сиюминутных и стратегических задач?
- ГУУ -- функционально ориентированный вуз, у нас есть Высшая школа бизнеса, Институт маркетинга и Высшая школа маркетинга, Институт управления финансами и другие. Кроме того, мы продолжаем и развиваем традиции отраслевого управления, активно занимаемся реальным сектором, поддерживаем прочные отношения с работодателями, с РСПП.
Мы считаем, что люди, которые у нас учатся, должны не рассуждать, а делать -- руками и головой. Для этого мы используем практические методы обучения -- проекты, разного рода симуляции, мастерские и другие формы, которые развивают практические навыки.
К сожалению, современная бизнес-среда во многом зависит от неформальных отношений руководителя той или иной компании с целым рядом существующих институтов. Однако личная конкуренция осталась, и каждый из нас конкурирует у себя в компании, демонстрирует собственную эффективность. Обучение в ГУУ как раз обеспечивает повышение личной конкурентоспособности.
Хороших бизнес-школ и вузов сегодня много. Чем вы отличаетесь от других учебных заведений?
- Школами. Своими кадрами. Отличительная черта ГУУ -– многие модели, которые мы преподаем, мы пытаемся опробовать и на себе. Например, у нас есть программа «Green Line 52» (см. СФ№7/2012 г.), это особая информационная среда для руководителя. Мы ее сами используем, поскольку сапожник должен быть с сапогами. Или, скажем, международные стандарты, связанные с реализацией бизнес процессов и качеством -- мы не только рассказываем слушателям об этом, но и применяем их. Наша стратегическая цель -- заставить наших преподавателей на себе пробовать то, что они предлагают бизнесу. Это здорово меняет ментальность.
Кроме того, наше серьезное конкурентное преимущество – сообщество выпускников. В прошлом году журнал «Элитный персонал» присудил клубу выпускников ВШБ ГУУ специальный приз за активное формирование и развитие сообщества. У нас есть консалтинговое подразделение, и слушатель может пригласить преподавателя к себе на предприятие.
Есть еще одна уникальная особенность ГУУ -- информационные технологии. В университете существует целый ряд центров компетенции, связанных с ERP-решениями, CRM-системами. Их изучают все «дженералисты», а не только слушатели программы MBI, которые ориентированы на IT.
Как повлияла отмена государственных дипломов MBA на российское бизнес-образование?
- Когда в 2000 году благодаря усилиям РАБО появился государственный диплом MBA, мы в ассоциации долго спорили -- половина членов была за такой подход, другие -– против. Точно такая же ситуация в других странах -- где-то государство не вмешивается в образование для менеджеров, а где-то доминирует. Это не плохо и не хорошо. В России отмена госдипломов фактически произошла. В результате мы наблюдаем два процесса. Во-первых, существенный рост ответственности вуза. Вуз теперь выдает свой собственный диплом MBA, у него появляются серьезные репутационные риски. Во-вторых, свято место пусто не бывает. В настоящий момент в России формируется национальная аккредитационная система НАСДОБР, уже разработаны стандарты, есть пул экспертов. Сначала прошла так называемая заявительная аккредитация, а с сентября этого года первые школы начинают полную аккредитацию. Все процедуры, начиная от подготовки заявки и написания отчета, очень полезны, они позволяют школе понять, куда она движется.
Возрастет ли при этом влияние бизнеса на бизнес-школы?
-В процедуре аккредитации будут принимать участие крупнейшие ассоциации работодателей -- ТПП, РСПП, «Деловая Россия», Ассоциация российских банков, Ассоциация менеджеров России. Они формируют набор документов, критерии. Бизнесмены будут участвовать и в роли экспертов. Причем все эксперты должны пройти обучение и сдать экзамен.
Какие стратегические вызовы сегодня стоят перед ГУУ в глобальном плане?
-Очевидно, что в России предстоит смена экономической модели -– от ресурсной к индустриальной. Появится потребность в отраслевых менеджерах, которые могут работать в реальном секторе. Бизнес идет к развитию сетевой экономики, к тем или иным формам аутсорсинга, и ГУУ как вуз будет в этом участвовать.
Мы будем развивать то, что уже есть -- у нас сейчас сформирован хороший ассортимент программ и школ. Я думал и думаю, что бизнес-образование является паровозом, которое выводит на другой уровень качества все образование в университете. Кроме того, мы, безусловно, будем развивать отраслевое управление, это стратегический путь университета.
Сегодня существует постоянный спрос на длинные программы, формирующие менеджера как личность. С другой стороны, в современных условиях огромное значение имеют короткие программы, людям важны конкретные навыки в определенных областях. Поэтому я считаю, что ГУУ -- это территория тренингов, у нас достаточно компетенций и в этом плане.
Наконец, ГУУ -– это отдельный экономический механизм, мы будем управлять внутренними затратами, ресурсами, развивать научные школы, как и любой другой университет. Но должны сделать все максимально эффективно, потому что это -- наша профессия.