Во вторник, 30 июля, состоялся круглый стол комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей, посвященный проблеме использования нецензурной брани в Интернете. Политики и эксперты уверены, что без саморегулирования избавиться от ненормативной лексики в сети невозможно.
Участники мероприятия, в первую очередь, поспешили опровергнуть расхожие мифы. Государство хочет помочь сетевому сообществу установить правила саморегулирования, а не навязать какое-либо жесткое запретительное регулирование свыше. Как заявил глава временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Руслан Гатаров, речь не идет о готовом законопроекте, который бы позволял блокировать Интернет-ресурсы за мат. «Мы сейчас выступаем за то, чтобы отрасль сама в рамках саморегуляции начала вычищать нецензурную лексику из Интернета», - сказал сенатор.
При этом Гатаров отметил, что в настоящее время Интернет-индустрия, не считая некоторых исключений, не делает никаких шагов по повышению безопасности в сети. «Государству не пришлось бы принимать законопроект о «черных списках» сайтов, если бы в Интернете было развито саморегулирование», - пояснил Гатаров, добавив, что в России такой практики, в отличие от других стран, нет.
Сенатор также указал, что зачастую знание ненормативной лексики дети выносят из школы. «Я запросил статистику. Оказалось, что во многих школах, в которых реализовывался проект по подключению к сети, фильтры Интернет-информации не работают. Изначально планировалось, что Интернет будет «фильтроваться», но в результате директора школ остались один на один с необходимостью создания фильтров», - сказал он.
В заключение Гатаров предложил Минобразования объединить усилия с Советом Федерации и в качестве пилотного проекта отработать разные варианты применения Интернет-фильтров в школах.
В свою очередь замсекретаря Генсовета «Единой России», первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина высказала надежду, что проблема употребления нецензурной лексики в сети беспокоит не только депутатов, но и самих Интернет-пользователей. Выступая на круглом столе, депутат предложила создавать для родителей порталы с информацией о возможности фильтрации «опасного для детей контента». «Если бы я хотела поставить фильтр для своих детей на компьютер, я не знала бы, где его взять, и чем один фильтр отличается от другого», - отметила Баталина.
Она подчеркнула, что с родителей никто не снимает ответственности за воспитание детей. «Интернет – это площадка для общения. Оффлайн и онлайн являются симметричными пространствами, а это означает, что «правила игры» в них должны быть одинаковыми», - заявила первый зампред думского комитета.
«Люди должны сдерживаться от использования мата в Интернете так же, как и в реальной жизни», - считает парламентарий. При этом Баталина уверена, что в Интернете не должно быть ограничений, и «поведение может диктоваться лишь внутренней культурой и представлением о том, как надо вести себя в обществе», поскольку многие ресурсы не являются средствами массовой информации.
Баталина подчеркнула, что в реальной жизни от использования мата людей удерживают нормы уголовного и административного кодекса – статьи о клевете и оскорблении. «Вместе с тем, все то, что мы делаем в Интернете, никак не подпадает под правовое регулирование в жизни. Многие в реальной жизни не смогут повторить содержание своего Твиттера. Лучше всего удерживать людей от использования мата может внутренняя мотивация, внешние же барьеры приведут лишь к поиску путей их преодоления», - заявила депутат.
Комментируя выступление политиков, заведующий кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ, профессор Леонид Поляков напомнил, что Кодекс об административных правонарушениях нецензурную брань в публичном месте наказывает штрафом. Но в данном случае, по его словам, необходимо прояснить статус блогосферы и Интернет-среды. «Если проходят дискуссии на эту тему, значит, статус неочевиден. Интернет-среда еще не является публичным пространством. Остается вопрос, вводить ли правовое регулирование или оставлять самим пользователям этого пространства какие-то средства, чтобы регулировать ситуацию. Я думаю, что Гаттаров и Баталина идут по правильному пути, потому что вопрос о культуре, о воспитанности, об отношении друг к другу – вопрос не столько права, сколько выработки каких-то неписанных моральных норм, - заявил политолог. - Из-под палки культурным не сделаешь».
Поляков отметил, что Интернет является очень молодой средой, и сейчас «люди пользуются этим пространством как местом, где можно, не стесняясь никого, выражаться на всю катушку», но со временем все может измениться. «Думаю, что постепенно практика сведения к минимуму ненормативной лексики должна стать задачей самих пользователей. Уже сейчас они могут принимать жесткие меры, например, «забанить» нарушителя. Если человек даже после предупреждения продолжает постоянно нецензурно выражаться, то этого человека исключают из сообщества», - сказал политолог.
Он уверен, что такая практика будет эффективной, когда все пользователи будут солидарны в том, что «человек, который жестко ругается, должен стать персоной non grata».
Между тем мнение экспертов по этой проблеме нельзя назвать единым. Так, директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов не исключает и введения правовых механизмов регуляции. По его мнению, с нецензурной лексикой необходимо бороться общими усилиями. «С одной стороны, должно быть ужесточено законодательство, с другой – совершенно очевидно, что нормы не будут действенными без активной роли самих граждан, гражданского общества, общественных организаций, научно-образовательной среды и прочих структур, в той или иной степени причастных к данной проблеме», - заявил Шаповалов.
При этом политолог подчеркнул, что одними законодательными нормами эту проблему решишь невозможно. «В нынешней ситуации российское законодательство, к сожалению, не дает никаких преград и препон для ненормативной лексики», - посетовал Шаповалов. Он упомянул, что дополнительные сложности связаны с тем, что в правовых рамках многие сетевые ресурсы не являются средствами массовой информации. «Существует проблема неурегулированности отношений в Интернет-пространстве. Понятно, что Интернет, не имея статуса СМИ, находится в значительной мере, вне правового пространства, на него не распространяются многие нормы. И это проблема», - резюмировал эксперт.