Эксперт: ЕСПЧ подтверждает предыдущее решение по делу Ходорковского
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в четверг рассмотрел жалобы бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО «МЕНАТЕП» Платона Лебедева.
В своем решении Европейский суд в третий раз отказал им в жалобе на политическую мотивацию первого приговора. Никакой политической составляющей ЕСПЧ в приговоре не увидел. Отказы ЕСПЧ в отношении жалоб Ходорковского и Лебедева последовали сразу по нескольким пунктам. Во-первых, Страсбург в очередной раз не увидел в первом приговоре по делу ЮКОСа политической мотивации. «Поскольку в центре данного дела находится уголовное преследование, суд не усмотрел в этом нарушения статьи 18 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», - отмечается в тексте документа.
Ситуацию прокомментировал заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин.
«Это решение Европейского суда по правам человека очень важно, и также важно то, что оно подтверждает предыдущее решение по этому вопросу», - отметил Алексей Зудин. Политолог считает, что «это решение делает еще более рельефным противоречие между восприятием прав человека в правовом смысле этого слова, в котором принимаются решения судебными органами, и тем пониманием прав человека и политических и гражданских свобод, которое утвердилось среди российской оппозиции».
Кроме того, ЕСПЧ также указал, что в первом приговоре Мещанского суда Москвы в отношении бывшего руководителя НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского также нет нарушений статьи Европейской конвенции по правам человека, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство.
Суд также не выявил при рассмотрении первого дела Ходорковского и Лебедева нарушения статьи Европейской конвенции по правам человека, запрещающей жестокое обращение с подсудимыми. «По первому процессу в отношении М.Ходорковского и П.Лебедева не была нарушена статья 6 в отношении беспристрастности председателя суда, а также в том, что касалось времени и условий для подготовки защиты», - говорится в вердикте.
И, наконец, европейские судьи не увидели в деле и нарушения статьи 7 «в том, что касалось применения налогового законодательства для привлечения заявителей к уголовной ответственности». В своей жалобе в Страсбург Ходорковский и Лебедев писали о непредсказуемости и неясности налогового законодательства России, но эти предположения суд отверг.
«Европейский суд счел, что закон был применен разумно и в соответствии с таким пониманием уклонения от уплаты налогов, которое вытекает из здравого смысла», - отметили судьи.
«Эта часть решения, – сказал эксперт, - очень хорошее напоминание нашим предпринимателям и тем политическим силам, которые используют проблемы российского бизнеса в своих политических интересах латинской поговорки: Dura lex, sed lex – Закон суров, но это закон».
Впрочем, Зудин не исключает, что и это решение ЕСПЧ – учитывая предыдущие – все же не остановит российскую оппозицию, «и она будет продолжать свои попытки использовать право в политических целях».
Кстати, Ходорковский и Лебедев жаловались в ЕСПЧ несколько раз. Первое решение Страсбурга было вынесено в мае 2011 года. Тогда европейские судьи в первый раз не признали нарушений Европейской конвенции в части заявления Ходорковского о том, что его преследование было политически мотивированным.
В сентябре 2011 года последовало второе подтверждение этого мнения: ЕСПЧ не нашел таких нарушений, которые были бы допущены в ходе рассмотрения дела и которые бы свидетельствовали о том, что государство неправомерно воспользовалось правосудием, так сказать, допустило дискриминационную и политическую составляющую. Таким образом, основную претензию акционеров нефтяной компании - о политической подоплеке ее банкротства и избирательном отношении российских властей к компании - доказать не удалось. Попытка инициировать пересмотр данного дела успехом не увенчалась.
Напомним, экс-глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев были арестованы в 2003 году. В мае 2005 года Мещанский суд Москвы приговорили их к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Позже Мосгорсуд снизил наказание до восьми лет каждому.
В декабре 2010 года в рамках «второго дела» их приговорили к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи. Через полгода Мосгорсуд снизил срок наказания до 13 лет с исчислением со дня ареста по «первому делу» «ЮКОСа». 20 декабря президиум Мосгорсуда признал этот приговор законным. Однако с учетом изменений, внесенных в УК, срок наказания обоим фигурантам был снижен до 11 лет заключения.