Эксперты: закон не делит коррупционеров на «своих» и «чужих»
За последние несколько лет в России произошло основательное реформирование антикоррупционной законодательной базы, для борьбы со взяточниками и коррупционерами сформирована твердая нормативная основа. Таким образом, этот период можно считать «временем рождения современной антикоррупционной политики».
Такой вывод делает в четверг «Комсомольская правда», анализируя антикоррупционную правоприменительную практику последних лет.
Как отмечает эксперт, директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов, в результате борьба с коррупцией идет сегодня не в формате разовой кампании, а имеет серьезный, целенаправленный характер. «С точки зрения закона у нас создана идеальная почва для антикоррупционной деятельности», - констатирует эксперт. Шаповалов также считает, что несмотря на то, что зачастую в формат серьезного общественного обсуждения попадают только громкие резонансные дела, «на самом деле активная кампания идет уже несколько лет и прежде всего – на муниципальном уровне». «Существуют тысячи, если не десятки тысяч, уголовных дел в отношении тех или иных муниципальных служащих, чиновников, мэров, глав муниципальных образований. Это процесс, который начался не сегодня. И он никоим образом не связан с конкретными политическими предпочтениями, симпатиями или антипатиями власти», - заявил он. Тезисы политолога газета иллюстрирует отдельными примерами коррупционных расследований. К примеру, в 2007 году при получении взятки в 300 тыс. долларов был задержан сенатор от парламента Калмыкии Левон Чахмахчян. Приговор – 9 лет лишения свободы с последующим уменьшением срока до 7,5 лет. Затем – арест мэра Томска Александра Макарова, которого по ряду статей, среди которых была и статья «получение взятки», приговорили к 12 годам колонии строгого режима и штрафу в 1 млн. рублей. За аналогичное преступление поплатился свободой и вице-губернатор Приморья Александр Шишкин, приговоренный судом к девяти годам колонии строгого режима. Также в этом ряду стоят и губернатор Тульской области Вячеслав Дудка, его срок по статье «получение взятки» - 9,5 лет лишения свободы, и экс-мэр Смоленска Эдуард Качановский со сроком 4 года лишения и еще один смоленский градоначальник Константин Лазарев, дело которого еще рассматривается. Фигурантами уголовных дел, которых подозревают в коррупции, являются и бывший глава Братска Александр Серов, мэр Ставрополя Игорь Бестужев, мэр Ярославля Евгений Урлашов. В этом же ряду находится и бывший чиновник, а ныне – оппозиционер Алексей Навальный. Согласно приговору Кировского суда, оглашенному на прошлой неделе, бывший советник губернатора Кировской области признан виновным в организации хищения средств государственного унитарного предприятия «Кировлес» и приговорен к пяти годам колонии общего режима и штрафу в 500 тыс. рублей. По мнению экспертов, вопрос «должен ли вор сидеть в тюрьме» во всех этих случаях является риторическим. Как отмечает газета, ни в одном из перечисленных случаев обвинение не было голословным: имелись доказательная база, свидетели, раскаявшиеся сообщники и, как следствие, приговор.
«Стремление апеллировать к общественности с одной стороны, с другой стороны, к органам государственной власти, в том числе и к президенту, заявляя, что, поскольку я видный оппозиционер, вы не можете меня судить по таким же законам, по каким вы судите других обычных мэров или заместителей губернаторов, которые не являются видными оппозиционерами. Мне кажется, что здесь политическая составляющая состоит именно в этом. Идет определенное давление с этих позиций на судебную систему», - убежден Шаповалов.
Директор Центра политического анализа Павел Данилин также призывает не делать из взяточников и коррупционеров, в том числе – из Навального - «борца за свободу». «Алексей Навальный - это мелкий чиновник Кировской области, советник губернатора, уголовное дело относится ко времени, когда он находился в ранге чиновника. Не надо из него делать полубога и борца за свободу. Именно поэтому я и предлагаю рассматривать это дело исключительно в уголовной плоскости. Как суд решит, так и решит», - заявил он.
Впрочем, суд уже свое решение огласил. Остается дожидаться подачи апелляции и решения суда высшей инстанции. Закон есть закон.