Кандидат от «Справедливой России» Николай Левичев может стать третьей силой на выборах мэра Москвы
На руку кандидату от «эсеров» играют разочарованность протестного избирателя результатами уличных акций 2011–2012 годов и неучастие в выборах Михаила Прохорова.
В понедельник Мосгоризбирком зарегистрировал еще двоих кандидатов на пост мэра Москвы, пишут «Известия». К выдвиженцу КПРФ Ивану Мельникову прибавились претенденты от ЛДПР Михаил Дегтярев и от «Справедливой России» Николай Левичев. После регистрации «эсера» политологи заговорили о появлении «третьей силы» в избирательной гонке.
Эксперты сходятся во мнении, что Николай Левичев может стать компромиссной фигурой для тех, кто однозначно не приемлет ассоциирующегося с «Единой Россией» Сергея Собянина и при этом успел разочароваться в несистемной оппозиции, которую представляет выдвиженец «РПР-Парнас» Алексей Навальный.
Прежде всего речь идет о скептически настроенном по отношению к властям среднем классе, который выходил на уличные акции протеста в 2011–2012 годах, но с тех пор успел убедиться в их неэффективности. Для этих людей равно одиозными остаются и коммунист Иван Мельников, и выдвиженец партии Жириновского Михаил Дегтярев. И в условиях самоустранения Михаила Прохорова наибольшие шансы привлечь на свою сторону симпатии столичного образованного класса оказываются у председателя «Справедливой России», рассуждает завкафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов.
«Именно «Справедливая Россия» стала главным бенефициаром кампании Навального «голосуй за любую партию, кроме партии жуликов и воров» на думских выборах 2011 года. Другой альтернативы по большому счету не было, потому что партия Прохорова сама себя потопила. И когда на президентских выборах появился Прохоров, результат Миронова (Сергей Миронов — лидер «Справедливой России». — «Известия») оказался разгромным», - напоминает эксперт.
На руку Левичеву играет и то, что представители среднего класса, как правило, пользуются высоким авторитетом и у представителей других социальных групп.
«При благоприятном раскладе возможен довольно резкий рост поддержки за счет этого эффекта мультипликации», - говорит вице-президент Центра политтехнологий Георгий Чижов.
Он отмечает, что Левичеву сейчас необходимо четко определить, на какие электоральные группы он будет ориентироваться в своей избирательной кампании, и научиться говорить на их языке.
Политологи указывают на сравнительную слабость кандидата «эсеров» в качестве публичной фигуры. Поэтому основной упор в его кампании они предлагают сделать на доктринальных моментах.
«Левичеву необходимо четко спозиционировать, что он принесет Москве и чем именно отличается от Собянина. То есть нужно, чтобы люди поняли: изменения будут, и достаточно серьезные, но без радикального разрыва с федеральным центром, без конфронтации с Кремлем, который ничего хорошего городу не сулит», — подчеркивает Чижов.
Поскольку кандидат «Справедливой России» недостаточно известен избирателям, позитивную роль в его кампании также может сыграть отношение к партии. С одной стороны, «эсеры» не сформировали какой-то четкой однозначной идеологии, они представляют достаточно широкий спектр политических предпочтений. И потому могут играть на полях как сторонников власти, так и ее противников, привлекая колеблющихся. С другой стороны, «Справедливая Россия» обладает самым низким антирейтингом среди всех партий, указывает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«Особенность «эсеров» — это партия с самым низким антирейтингом, поэтому для Левичева не закрыта ни одна из социальных категорий. У Собянина несколько провисают молодежь и люди среднего возраста, а Навального категорически не приемлют пенсионеры, бюджетники, женщины. Многие из них считают его просто предателем. Сильной стороной Левичева выступает как раз отсутствие заведомо чужих категорий избирателей», - отмечает политолог.
Именно поэтому в своей программе Левичеву необходимо сделать акцент на том, что проблемы столицы проистекают не столько из конкретной личности мэра, сколько из неправильной организации системы власти. И поскольку модели и Собянина, и Навального во многом авторитарны, ему нужно позиционировать себя как технократа, который способен разрушать принцип «победитель получает все», и начать перестройку столичного управления на основе некоей коалиционной модели.
Николай Левичев согласен с выводами экспертов и намерен во главу угла своей избирательной кампании поставить консолидацию всех конструктивных сил оппозиции.
«Мой избиратель — это те, кто устал от засилья и произвола чиновников, которые тормозят развитие страны. Но при этом не верит в перспективность подходов радикальной оппозиции вроде Навального», — говорит кандидат «эсеров».
На думских выборах в декабре 2011 года «Справедливая Россия» получила 13% голосов избирателей, заняв третье место. Наибольшего успеха партия добилась в Новгородской (28%), Вологодской (27%) и Ленинградской (25%) областях. В Москве «эсеры» собрали чуть больше 12%. Победы они пока добивались только на выборах местного уровня. В марте 2012 года разгорелся скандал после выборов мэра Астрахани, на которых победил единоросс Михаил Столяров с результатом 60%. «Эсер» Олег Шеин заявил, что у него украли победу, поскольку, по данным экзит-полов, он лидировал с большим отрывом. Шеин обвинил власти в фальсификациях и объявил голодовку. Тем не менее выборы были признаны состоявшимися.