Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Левада-центр» заподозрили в политической пропаганде

Одна из крупнейших российских социологических служб, «Левада-центр», все меньше занимается социологией и все больше – политическим пиаром. Такие выводы делают эксперты и представители «Единой России», комментируя последнее исследование центра, опубликованное во вторник. Напомним, согласно данным социологов, за последние два года число россиян, считающих «Единую Россию» реальной политической силой, снизилось с 74 до 34%.

В «Единой России» спокойно отнеслись к опубликованным рейтингам. Заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Андрей Исаев не находит в обнародованных цифрах ничего удивительного, поскольку перед социологической службой, в данном случае, стоит задача не объективного анализа, а политической пропаганды.

«Левада-центр» является достаточно политически ангажированным и, безусловно, не принадлежит к сторонникам «Единой России». Соответственно, в последнее время мы все больше и больше наблюдаем, что «Левада-центр» в своих «социологических исследованиях» все меньше выступает как социологическая структура и все больше как структура, которая пытается методом публикации тех или иных исследований вести политическую пропаганду», - заявил Исаев.

Он считает, что для того, чтобы иметь полное, объективное представление о рейтинге не только «Единой России», но и любой другой политической силы необходимо сравнивать данные нескольких социологических служб. «Давайте подождем результаты другого опроса, сравним их, и тогда будем делать какие-то выводы», - предлагает он.

Член Совета по правам человека при президенте РФ, завкафедрой общей политологии ГУ ВШЭ Леонид Поляков также констатирует, что социологические службы сегодня стали непосредственными участниками политического процесса, и их роль в этом процессе видна именно по данным рейтингов.

«В восприятии всех, кого «Левада-центр» опрашивает и кому адресует результаты своих исследований, он является центром оппозиционного толка, политическим субъектом, а не некой объективной научной структурой. Когда представитель «Левада-центра» задает человеку вопрос, нужно учитывать формулировки, которые они используют . Условно говоря, в вопросе «считаете ли вы, что этот человек убийца?» уже заложена подсказка. Человек делает вывод: раз спрашивают, значит, что-то есть. Хотя такие вопросы в социологии в принципе задаваться не должны. Поэтому результаты таких социологических центров нужно рассматривать с «поправочным коэффициентом» вверх», - подчеркнул Поляков.

Кроме того, дополняет Исаев, у незаинтересованных наблюдателей есть прекрасный механизм анализа популярности партий, исходя из результатов выборов

«Результаты последних избирательных кампаний, прошедших весной и летом, где безусловную победу одержали кандидаты от «Единой России», лучше, чем опросы ангажированных социологов, показывают реальный расклад политических сил и реальную популярность», - заявил единоросс.

Напомним, с января 2013 года в России прошли 563 избирательные кампании различного уровня, в ходе которых правящая партия действительно показала высокие результаты. Так, кандидаты от «Единой России» выиграли 23 из 28 выборов глав городских и муниципальных районов. На выборах глав городских и сельских поселений из 221 человека были избраны 159 представителей партии власти. За единороссами осталась также победа в 8 из 10 дополнительных выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Кандидаты «Единой России» взяли также 113 мандатов депутатов городских округов и муниципальных районов из 160 и 474 мандата депутатов представительных органов городских и сельских поселений из 686.

Однако, по мнению Полякова, данные опроса «Левада-центра» должны стать неким сигналом для «Единой России» к дальнейшей активизации. К примеру, на рынке политических идей, политических новаций, прорывных предложений сегодня наступил «определенный застой» за счет того, что «старая парадигма исчерпана, определенные результаты и в сферах жизни внутри России, и на мировой арене достигнуты, а риторика политического дискурса не меняется».

«С одной стороны, запрос на свежие идеи упал. С другой стороны, политика в России – это вещь циклическая, это политика зрелищ, пиара, впечатляющей презентации. И выборы задают некий тренд: люди к выборам начинают ожидать новизны. Эти ожидания в определенный момент могут диктовать электоральный выбор. Поэтому старый арсенал идей, к которым люди уже привыкли, нужно обновлять, предложить новую оценку ситуации и политический креатив», - подчеркнул политолог.

В целом, считает Поляков, «Единая Россия» сегодня «сохраняет доминантное положение», несмотря на какие-либо рейтинги. Об этом свидетельствуют не только итоги выборов, но и рейтинги кандидатов от партии на грядущих выборах 8 сентября.

Полная версия