Национальная онкологическая программа в России: первые итоги
Национальная онкологическая программа стартовала в России в 2009 году. За период ее реализации удалось добиться существенных изменений в области обеспечения отрасли самым современным высокотехнологичным медицинским оборудованием для диагностики и лечения злокачественных новообразований.
Важным результатом стало «техническое перевооружение» онкологических центров в более половине регионов РФ. На реализацию мероприятий по модернизации всех звеньев системы оказания онкологической помощи из федерального бюджета на 2009 – 2012 годы на условиях софинансирования было выделено 22,1 млрд. рублей. Главное, что помимо количественных показателей, которые выражаются в единицах оборудования и объемах финансовых вложений в отрасль, можно говорить и о данных качественных. Благодаря реализации мероприятий в рамках онкопрограммы в целом по Российской Федерации отмечается снижение показателя смертности от злокачественных новообразований, который составил по данным Росстата за 11 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года 4,2 %.
По данным Российского Центра информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии в составе ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздрава России к концу 2011 года на учете в онкологических диспансерах нашей страны всего состояло 2 900 629 человек, т.е. 2,0% населения страны. Именно поэтому, анализируя результаты онкопрограммы, полученных за прошедшие четыре года, можно говорить о революционных изменениях в этом направлении здравоохранения.
Конечно, столь динамичный процесс преобразования отечественной онкологической службы не мог пройти абсолютно гладко. До сих пор на слуху громкие коррупционные скандалы и уголовные дела, разворачивающиеся, прежде всего, вокруг завышенной в разы стоимости томографов и другой дорогостоящей медицинской техники, при этом суммы на приобретение одинаковых приборов в разных регионах были разными. Несмотря на то, что в коррупционной схеме были замешаны не только региональные руководители здравоохранения, но и высокопоставленные чиновники из Минздравсоцразвития РФ, в прицеле следствия в основном оказались главврачи больниц и клиник. Они же и понесли наказание. Так газетой «Совершенно Секретно» был даже составлен коррупционный рейтинг регионов-участников программы.
Однако, основная задача стимулирования работы системы, которая стоила налогоплательщикам несколько миллиардов рублей - это оценки эффективности реализации программы, перспектив и, в том числе, работа над ошибками. И если, выстраивая современную модель оказания медицинской помощи онкологическим больным, федеральные медицинские центры и региональные медицинские учреждения руководствуются в своей работе, в первую очередь, требованиями Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным (все регионы приступили к внедрению стандартов оказания медицинской помощи), то четкая система стратегических показателей, разработанных специально для этой программы, так до конца и не сформирована. Такие показатели могли бы описывать качественные процессы, дающее более полное представление об эффективности реализации онкопрограммы в каждом конкретном регионе, в частности: качество работы компаний-поставщиков, уровень подготовки медицинских кадров на местах для работы с высокими медицинскими технологиям (дополнительная система аттестации), качество технического обслуживания оборудования (оценка работы инженеров и IT-специалистов) и другие. Подобная система оценок могла быть создана еще на старте крупнейшего проекта по модернизации здравоохранения в России и оттестирована в процессе. Ведь оборудование, которое будет поставлено в этом году, - это далеко не последние закупки онкодиспансеров. Логично, что со временем качество оборудования и требования к поставщикам должно расти под присмотром и по инициативе заказчиков – учреждений здравохранения. И возможно именно сейчас, когда опыт достижений и ошибок измеряется масштабами программы целиком, имеет смысл говорить о возможности разработки таких показателей на уровне курирующих госорганов.
Действительно, получение фактических результатов онкопрограммы – перспективный вопрос, который будет задан в ближайшее время. В этом вопросе не только разница между фактом исполнения госзакупок и здоровьем вполне конкретных людей. Ответ на него определит динамику и векторы развития самой системы современной медицины в стране. Наиболее действенные сегодня – то есть сложные высокотехнологичные подходы в медицине в большой мере закрыты для публичности и в частности для СМИ по совсем банальной причине. Слишком уж сложно в них разбираться, слишком уж тяжелая и неинтересная эта тема, которая может в один момент для любого стать главной и единственной. Единственный выход – попытаться пробить брешь в этом невольном молчании, чтобы определить как на самом деле лучше и что не так?
С этой целью необходима совместная работа всех профессионалов, кто когда-либо работал с этой темой, кто понимает значение публичности в медицине, при этом особенно важной является дискуссия о порядке оценок реализации и хода программы.
Помимо сроков поставок, цены и качества самого оборудования (что учитывает контракт по госзакупкам) необходимо, в том числе определить критерии оценки поставщиков техники, уровня их профессионализма и качества исполняемых ими работ. К сожалению, сейчас это, в основном, информация закрытая – точнее не обработанная и до конца не изученная. Но важно хотя бы попытаться оценить эффективность проектов, которые будут реализованы в этом году, используя накопленную и в отрасли, и в публичном пространстве информацию.
По данным Минздравсоцразвития РФ, в этом году получателями по программе стали: Республика Адыгея (размер субсидии составил 442 млн. руб.), Карачаево-Черкесская Республика (размер субсидии 313 млн. руб.), Республика Карелия (размер субсидии 487 млн. руб.), Республика Саха (Якутия) (размер субсидии 263 млн. руб.), Алтайский край (размер субсидии 498 млн. руб.), Забайкальский край (размер субсидии 336 млн. руб.), Красноярский край (размер субсидии 434 млн. руб.), Ставропольский край (размер субсидии 385 млн. руб.), Хабаровский край (размер субсидии 451 млн. руб.), Иркутская область (размер субсидии 448 млн. руб.), Московская область (размер субсидии 447 млн. руб.), Новгородская область (размер субсидии 491 млн. руб.), Самарская область (размер субсидии 479 млн. руб.), Томская область (размер субсидии 457 млн. руб.), Санкт-Петербург (размер субсидии 501 млн. руб. Общий объем субсидий в этих регионах составил 6 438 млн. руб.
Эксперты отмечают, для того чтобы программа работала эффективно, необходимо совместное обсуждение возникающих проблем представителями регионов, которые получают субсидии, необходим также диалог регионов с представителями Минздравсоцразвития РФ, со всеми кто заинтересован в создании системы реальной оценки выполнения программы, которая уже показала свою эффективность.