Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Эксперты: ситуация вокруг Енисейского фанерного комбината может привести к рельсовой войне

Проблемы Енисейского фанерного комбината, оказавшегося под угрозой банкротства из-за жесткой позиции банка-кредитора, не в первый раз попадают на страницы российских СМИ. Эксперты недоумевают, почему банкиры отказываются поддержать современное и перспективное предприятие, а работники готовятся к активным действиям, вплоть до остановки движения поездов по Транссибирской магистрали.

Енисейский фанерный комбинат – крупнейшее градообразующее предприятие сибирского города Сосновоборска. Комбинат, возникший на месте старого советского завода по выпуску автоприцепов, оснащен современным импортным оборудованием, успешно работает и расплачивается с набранными на собственную модернизацию кредитами. Однако в силу удаленности от логистических объектов и последствий мирового экономического кризиса это высокотехнологическое предприятие испытало некоторые трудности с погашением кредита, взятого в крупном банке с государственным участием. Руководство банка же настаивает на немедленной выплате всех полагающихся процентов, ставя предприятие на грань банкротства.

«Нежелание идти на компромисс со стороны финансового института, благо был бы он частной коммерческой конторой, больше похоже на намерение зарезать курицу, несущую золотые, простите - фанерные яйца, чтобы однократно насладиться нежным филе», - пишет политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в своей статье в «Независимой газете».

По его мнению, проще всего было бы решить сложившуюся ситуацию, так сказать, по-семейному, через банк, напомним, с госучастием, но позиция руководства этого уважаемого института уже вызвала немало недоумения у участников процессов. Жители даже решили написать обращение к Владимиру Путину, который, памятуя известный инцидент в Пикалево, успешно разрешает подобные конфликты.

Необходимо отметить, что и другие эксперты были озадачены жесткой позицией банка. «Всем известны, конечно, майские указы президента о необходимости поддержки и развития высокотехнологичных предприятий, которые создают продукцию с высокой добавочной стоимостью. Но в данном случае банк, похоже, видит себя не госструктурой, обязанной работать на реализацию этой программы, а всего лишь компанией, стремящейся получить максимум прибыли в кратчайшие сроки. А на банкротстве завода можно нажиться ничуть не меньше, чем на его открытии», - констатировал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий в своей недавней статье в «Российской газете».

«Государство, в том числе и в разгар кризиса, предоставило принадлежащим ему банкам огромную помощь именно для формирования качественно новой экономической модели, позволяющей реальному сектору развиваться и сохранять конкурентоспособность даже при неблагоприятных внешних условиях. Получается, что, по крайней мере, некоторые госбанки с удовольствием принимают от общества в лице государства деньги и пользуются смягченными нормами регулирования, но когда речь заходит об исполнении их собственных обязанностей перед обществом, начинают вести себя даже не как обычные коммерческие банки, а значительно хуже!» - уверен известный экономист Михаил Делягин, посвятивший событиям в Сосновоборске отдельную колонку в «Московском комсомольце».

Фанерный комбинат – самое крупное предприятие сибирского города, обеспечивающее работой местных жителей. На него же во многом «завязаны» предприятия мелкого и среднего городского бизнеса. Чтобы сохранить ЕФК, рабочие написали письмо Путину, как несколько ранее поступили попавшие в аналогичную ситуацию жители Пикалево Ленинградской области. Чтобы «достучаться» до верхов, им пришлось даже перекрыть федеральную трассу. Не исключено, что суровые сибирские мужики с той же целью перекроют Транссиб – ведь в случае банкротства комбината без средств к существованию окажется целый город.

«Судя по пока эпистолярному запросу в президентский аппарат, сибиряки настроены решительно, значит – «не рассосется», а, скажем, перекрытие Транссиба вполне может послужить причиной для масштабных кадровых выводов в регионе, - полагает Мухин. - При всей банальности ситуации, возможно, так рассуждают в банке – сложно остановить запущенную кредитную машину, но, как показывает практика, возможно, если взяться за это совместными усилиями, проявляя волю. Поэтому на сцену сейчас и должен выйти еще один человек – нет, не президент РФ, как многие подумали, а губернатор, позиция которого в этой истории удивляет не меньше упорства банкиров».

История Пикалева, где личное вмешательство руководства страны помогло разрешить такой же кризис, дает людям основание надеяться на помощь, соглашается с сибиряками Борис Кагарлицкий. «Однако можно ли требовать, чтобы каждая локальная кризисная ситуация в каждом отдельно взятом моногороде «разруливалась» на самом высоком уровне? Может быть, чиновники и руководство банка, работающего с государственными средствами, все-таки догадаются, что вопрос должен решаться на их уровне?» - пишет он.

Если конфликт будет разгораться по-прежнему, в духе пресловутого «спора хозяйствующих субъектов», возможно, скоро нам придется увидеть, как рабочие Енисейского фанерного комбината захватывают офис государственного банка и перекрывают Транссиб, предупреждает Михаил Делягин. По его мнению, развивающийся конфликт тем более обиден и опасен, что банки с государственным участием делают, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства, действительно много полезного для развития экономики.

Региональным властям пришла пора вмешаться в конфликт, полагают эксперты. Губернатор может стать, например, посредником в переговорах с кредиторами, попытаться самостоятельно привлечь внимание первых лиц к конфликтной ситуации. Ведь если рабочие заблокируют железную дорогу или крупную автотрассу, в первую очередь спросят с краевых властей…

Полная версия