Разоблачения, связанные с плагиатом в диссертациях, начавшиеся осенью 2012 года, получили свое продолжение в новой статье «Московского комсомольца».
Однако на этот раз в центре диссертационных скандалов оказались не столько плагиаторы, фабриковавшие «липовые» научные работы, сколько те, кто им эти ученые степени раздавал.
Согласно появившейся информации, в этом громком деле может быть замешано высшее руководство Российской академии наук (РАН). Речь идет в первую очередь о члене президиума РАН, до 1 июня сего года занимавшего должность вице-президента Академии Геннадии Месяце. Он долгое время работал в составе Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Причем, с 1998 по 2005 годы и вовсе возглавлял ее.
Особое внимание этому периоду уделяется потому, что именно на период с 1998 по 2005 годы приходится наибольшее количество скандальных защит. Например, в 2001 степень кандидата наук получил вице-спикер Госдумы Владимир Васильев, который, как предполагается, позаимствовал у других авторов 92 из 159 страниц своей диссертации. А в 2004 году кандидатом наук стал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, в диссертационной работе которого было обнаружено более 60% заимствований.
Издание со ссылкой на экспертов подчеркивает, что сомнительные диссертации, а также общее падение планки научных работ – отнюдь не случайность, складывается впечатление, что это хорошо отлаженный за многие годы диссертационный конвейер. Об этом говорит, в частности, недавно опубликованное журналистом Олегом Лурье расследование, в котором тот выдвигает свою версию развития событий с диссертационным скандалом. Им, в частности, были обнаружены фирмы, предлагающие услуги не только по написанию, но и защите кандидатской и докторской диссертаций, с гарантированным получением ученого звания.
«Все статьи проходят рецензирование и публикуются в серьезных научных журналах, в т.ч. из списка ВАК. Когда я говорю о комфортном прохождении диссертации через Совет, я имею ввиду, что мы будем активно сопровождать диссертантов на всех этапах подготовки и защиты диссертации», - цитирует Лурье в своем блоге некоего В. Лугина. – руководителя одной из подобных фирм.
Также журналист составил «ТОП-10 самых громких «диссертаций», в которых журналисты обнаружили банальное списывание из ранее созданных научных трудов других авторов».
Семь из десяти работ приходятся на период, когда руководителем Высшей аттестационной комиссии был академик Месяц. По мнению Лурье, наивно было бы предполагать, что речь идет о простом совпадении, и по всей вероятности уважаемый академик как-то связан с созданием «диссертационного конвейера», с которым сегодня разбирается государство.
«Речь идет о репутации российской науки, и здесь ни в коем случае нельзя поступиться даже мелочью. Поэтому сейчас очень важно провести тщательное расследование и найти действительных виновников, причастных к раздаче липовых ученых степеней», - говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Однако до настоящего времени жертвами диссертационных скандалов оказывались главным образом те, кто получал ученые степени на основе фальсифицированных диссертаций и откровенного плагиата. В вот с теми, кто им эти ученые степени раздавал, еще предстоит разобраться.
Единственным, теперь уже бывшим, главой ВАК, чьей деятельностью уже заинтересовались правоохранительные органы, стал Феликс Шамхалов. Да и он, похоже, к липовым диссертациям отношения не имеет, поскольку в должности главы ВАК ему удалось проработать всего пять месяцев: с 24 августа 2012 года до февраля 2013 года, когда он и был арестован.
«То, что незаслуженные степени должны сниматься, это справедливо. Но я почему-то пока не вижу реальных шагов в отношении системы внутреннего регламента работы такой закрытой структуры как ВАК и самой Академии наук, - констатирует вице-президент Молодежного союза юристов России Артем Кирьянов. – С 1991 году мы не видим никаких особых кадровых подвижек в составе руководства РАН».
Вызывает удивление, что научное сообщество как бы абстрагировалось от этого скандала с заимствованием диссертаций, предоставив развивать этот скандал политикам, подчеркивает и Алексей Мухин, по мнению которого «большие начальники», конечно, не могут читать и проверять все и вся, но все же именно они должны отвечать за качество исполнения их подчиненными своих профессиональных обязанностей. В случае с диссертациями, к примеру, это означает, что научные работы не были должным образом верифицированы, а защищались формально.
Стоит отметить и тот факт, что именно в период с 1998 года по 2005 год в составе ВАК работали такие известные сегодня персоны, как нынешние президент Российской Академии наук Владимир Фортов и вице-президент РАН Талия Хабриева, а также заместитель Фортова, бывший в те времена замглавы ФСБ Владимир Шульц.
Руководил этим коллективом академик Месяц, а Фортов употреблял все свое влияние на то, чтобы оградить ВАК от любой критики, буквально ложась грудью на амбразуру. После того, как Фортов возглавил РАН, Месяц и его коллеги, много лет непосредственно руководившие «аттестацией» докторов и кандидатов, плавно переместились вслед за ним в руководство РАН.
«При такой расстановке сил сейчас никто не решится задавать нынешним самым важным академикам страны неудобные вопросы о том, почему же не существовало контроля и ученой проверки тысяч докторов и кандидатов наук с липовыми диссертациями. Хотя именно такой контроль и являлся их основной обязанностью, - пишет Олег Лурье. Он считает, что у руководителей ВАК и нынешних начальников РАН есть всего два пути: либо признать себя «полными идиотами», сославшись на то, что они ничего не знали, либо сознаться «в соучастии». Сам Лурье предполагает, что академики выберут первый путь.