Прохорову придется уйти из большого спорта?
СМИ сегодня активно обсуждают судьбу американского баскетбольного клуба Brooklyn Nets. Станет ли этот клуб российским, и - останется ли сам Прохоров российским политиком? Как известно, в современном отечественном законодательстве не предусмотрено ни доверительного управления активами за границей, ни лазеек. Как считает, например, глава Комитета по противодействию коррупции Госдумы РФ Ирина Яровая, гораздо проще не искать варианты обхода закона, а просто работать в своей стране и быть «реально» с ней.
Как ранее писали СМИ, ссылаясь на источники в окружении Михаила Прохорова, чтобы иметь возможность в соответствии с российским законодательством принять участие в выборах мэра столицы, свои заграничные активы он был намерен передать в доверительное управление. Правда, потом он эту информацию опроверг – действительно, ведь не настолько же некомпетентны юристы миллиардера, чтобы не знать, что доверительного управления на зарубежные активы не существует. Другой вариант – переоформить активы на зарубежных партнеров.
Но готов ли миллиардер терять контроль над частью активов? Тем более, есть что терять: по данным общественников, Михаил Прохоров владеет векселями кипрской Onexim Holdings Ltd на 5,12 млрд рублей и панамской Mantra Investments Ltd на 900 млн рублей. Кроме того, он является собственником 55% арены Barclays Center и 80% акций баскетбольного американского клуба Brooklyn Nets. Как же в данном случае должно повезти его «зарубежным партнерам». К слову, одним из владельцев Brooklyn Nets является известный исполнитель в стиле хип-хоп Jay-Z. Можно представить его радость, когда на него «свалятся» 80% акций баскетбольного клуба в виде невиданной щедрости российского олигарха.
Впрочем, самому клубу, возможно, будет и на руку, если Михаил Прохоров откажется от него – под руководством Прохорова клуб с каждым годом неминуемо сдает позиции. Несмотря на смену тренеров, чаще проигрывает и уже почти забыл о плей-офф, а баскетболистов, как злой рок, преследуют травмы.
Однако без боя олигарх, очевидно, не сдастся. Три юридические конторы все же попытаются найти выход, чтобы оставить Михаила Прохорова на двух российско-американских стульях и подстраховать сохраненным бизнесом на случай проигрыша выборов.
Хотя законодатели – авторы закона о запрете на зарубежные активы – недоумевают, каким образом прохоровским юристам это удастся сделать.
«Прохорову не удастся решить свои проблемы с выдвижением на пост мэра, передав свои активы в доверительное управление. Появившаяся в СМИ информация о желании Михаила Прохорова передать свои активы партнерам по доверенности с целью участия в московских выборах противоречит действующему законодательству. Лазейка доверительного управления заблокирована законодательно. При такой схеме, ее еще называют «слепой траст», собственником остается Прохоров», - констатировала председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
Депутат считает, что Михаилу Прохорову в этой ситуации «нужно не создавать видимость, что ты со своей страной, а реально быть с ней». Какие варианты возможны? «При реальном желании работать для людей он должен либо перевести активы в страну, либо распродать», - указывает Яровая. Иного выхода нет.
При этом, никто не заставляет олигарха «заморозить» свои деньги, вырученные от продажи активов (вдруг он решится на такой отчаянный для него шаг). В России – и Прохоров, естественно, это знает – есть масса возможностей для того, чтобы вложить капитал, проявив свой ум и смекалку, к примеру, в ремонте дорог, решении проблемы ЖКХ или – учитывая претензию на кресло мэра Москвы – решении проблемы дорожных заторов.
Самое интересное, что и россияне олигарху об этом говорят прямым текстом. Например, одни из самых частых предложений, поступающих Прохорову в общественную приемную (в тестовом режиме она работает с января, официальный старт работы состоялся в понедельник) – это предложение принять участие в различных проектах. Хотя на первом месте стоят просьбы о материальной помощи. Что ж, тоже вполне заслуживающее уважения вложение капитала.