В России создаются союзы экопроизводителей
17 мая наиболее крупные игроки российского рынка органической продукции подписали меморандум о создании Национального органического союза. В этот союз вошли такие компании, как «Агранта» (сельхозпроект «АгриВолга», сеть магазинов «ОрганикМаркет»), «Азбука вкуса», корпорация «Органик» (Экологическое хозяйство «Спартак», сеть «Био-Маркет») и «Аривера», сообщает РИА Новости. Регистрация союза ожидается в ближайшие 1-1,5 месяца.
Недавно другие участники рынка объявили о начале юридической регистрации еще одной отраслевой организации – Национального союза поддержки и развития органического сельского хозяйства (или Союз органического земледелия). Причем, его учредители отметили, что союз фактически работает уже с марта. Его поддерживают более 20 участников рынка, в том числе холдинг «ЭкоНива», «Назарьевская слобода» (Рязанская область), «Чистая еда» (Краснодарский край), ООО »Тракенен» (Калиниградская область).
Оба новых союза заявляют, что основная их цель – содействие созданию закона, который позволит производителям экопродукции получать единый официальный сертификат соответствия.
Дело в том, что в России до сих пор нет законодательной базы в сфере органической сельскохозяйственной продукции. Нет ни официального понятия «органическая продукции», ни ее стандартов. Создание профильного закона затягивалось несколько лет, однако в конце 2012 года Минсельхоз, после обращения экофермеров, доработал законопроект. Сейчас документ находится на стадии согласования.
«Мы предполагаем, что в течение двух-трех лет в РФ возникнет законодательство, которое будет основываться на обязательной декларации», — сказал на пресс-конференции в РИА Новости председатель Совета директоров группы компаний «Агранта» Сергей Бачин. Сертифицировать экопродукцию, как ожидается, будет специальное агентство, аккредитованное государством. В таком случае для всех будет единый стандарт и единая маркировка.
До этих пор рынок органического земледелия в России развивался на принципе добровольной сертификации. «Сейчас практически любой может назвать свою продукцию органической, это вопрос только честности производителя», - говорит исполнительный директор сети супермаркетов «Азбука вкуса» Сергей Коршунов.
Что касается оценки российского рынка органической продукции, то, по его словам, адекватных цифр сейчас не существует. «Мы проходим период становления. Но, судя по динамике в нашей торговой сети, рост – лавинообразный», — сказал Коршунов. По его словам, сеть готова дать полки производителям органических продуктов. Ведь для мелких хозяйств – это единственный шанс выжить.
Сейчас, как подчеркнул Сергей Коршунов, основу российского экорынка составляет импортная продукция. Но, по мнению создателей Национального органического союза, компаний, которые занимаются органическим сельхозпроизводством, будет все больше и больше, и соотношение российской и зарубежной продукции будет меняться. «Сначала это будет 50% на 50%, но в конце концов постепенно придем к тому, что весь спектр продуктов будет производиться здесь», - отметил руководитель службы GR корпорации «Органик» Олег Мироненко. В первую очередь российские производители смогут заместить зарубежных в сегменте овощей и ряда фруктов, затем – в сегменте мяса, пояснил Коршунов.
Как отмечает участники рынка, в последние годы растет спрос на экопродукцию, меняется также и структура потребительской аудитории. «За последние четыре года мы обнаружили, что 45% покупателей — молодые семьи с маленькими детьми. Вторая группа – те, кому противопоказаны обычные продукты питания. Третья – те, кто ведет здоровый образ жизни, четвертая – те, кто имеет много денег в кармане», — рассказал Олег Мироненко.
Органическая продукция (экопродукты или биопродукты) — это пищевая продукция, которая изготовлена по специальным правилам, предусматривающих отказ от использования или минимизацию использования синтетических минудобрений, пестицидов, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также исключающих использование генетически-модифицированных продуктов. В материалах Союза органического земледелия отмечается, что сегодня органическое сельское хозяйство – мировой тренд, оно практикуется в 160 странах мира. При этом в 84 странах действуют собственные законы об органическом сельском хозяйстве.