Москва
25 декабря ‘24
Среда

Три тайны отставки Сердюкова

Теперь, когда прошло полгода после падения министра обороны Анатолия Сердюкова, и пыль, поднятая громкой отставкой, что называется, немного улеглась, возникают вопросы по поводу того, что на самом деле послужило причиной этого события, и каковы будут его последствия для политической ситуации в России.

Тайна первая. «За что?»

Против Анатолия Сердюкова, нажившего себе множество врагов, информационная кампания велась давно, как минимум, несколько лет. Первыми, кто на него нападал, стали генералы, которых ему пришлось в ходе радикальной военной реформы безжалостно сокращать. И, конечно, влиятельные отставники не остались в долгу. С другой стороны, согласно одной из версий, летом 2012 года, когда Сердюков столкнулся с противником посерьезнее, он уже сам на совещании у Медведева предлагал написать заявление по собственному желанию.

Вбрасывали и версию с изменой жене – дочери могущественного Виктора Зубкова. Но в большой политике все эти «сплетни в виде версий» – абсолютно малозначимы.

А вот сотни миллиардов долларов гособоронзаказа – это гораздо более весомый и реальный аргумент. Сердюков, как профессиональный финансист, пытался разобраться с ситуацией с расходованием средств на закупку вооружений для армии (на эти цели страна готова будет в ближайшие 10 лет израсходовать 23 триллиона рублей). Это уже серьезно – помните столкновение, о котором мы упоминали, когда Сердюков предлагал уйти сам? Оно как раз было посвящено выполнению гособоронзаказа. Тогда, возможно, Анатолий Эдуардович пал жертвой межклановой борьбы, проиграв лоббистам ВПК в высшем руководстве страны. Но на проблему можно посмотреть и шире, чтобы приподнять завесу таинственности над еще одним вопросом.

Тайна вторая: Почему кампания против Сердюкова не ослабевала?

Однако почему накал страстей в прессе в отношении опального экс-министра и его окружения сохранялся? Газеты расписывали наперебой буквально каждый шаг следственной группы. «Следователи, возможно, обвинят…» «СКР планирует допросить…» Это похоже на скоординированную кампанию. Но для чего ее продолжать, если рикошетом она бьет в первую очередь по власти в целом. И у электората невольно возникает вопрос: а куда ж вы столько лет смотрели? При этом в политическом отношении Сердюков уже не представляет никакой опасности для своих оппонентов.

«В стране ухудшается экономическая ситуация, началась стагнация. При этом правительство в целом проявляет себя довольно слабо. Видимо, поэтому было решено пожертвовать кем-то из крупных фигур, чтобы успокоить общественное мнение. Сердюков попал «под раздачу» в первую очередь потому, что у него было больше всех влиятельных врагов», - полагает политолог Николай Кузнецов.

При этом немаловажное, если не ключевое обстоятельство, состояло в будущем тех самых многомиллиардных активов, которые при Сердюкове были объединены в нескольких подведомственных ОАО. Нынешние события показывают, что он собирался сохранить их под управлением Минобороны. Однако сегодня значимые активы переходят под контроль мощных госкорпораций, как это, например, происходит с авиаремонтными предприятиями «Оборонсервиса». Если будет уничтожено еще одно «детище» – «Славянка», то новые владельцы могут получить миллиарды за обслуживание военных объектов.

Так что каждый вправе решать, что тут первично: политика или экономика.

Тайна третья: Что ждет Сердюкова?

Как известно, никаких обвинений экс-министру до сих пор не предъявлено, по всем делам он проходит только как свидетель. «Нет конкретных аргументов против него у следствия», - как заметил Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента. А затем свою позицию озвучил и сам Владимир Путин: «Ни газета, ни СМИ, ни граждане: никто не может объявить человека виновным, только суд… Но это не значит, что мы должны из политических соображений посадить всех за решетку. Не надо нам возвращаться к 1937 году».

«У руководства страны вообще большая проблема с кризисными топ-менеджерами, которым можно доверять и которые готовы выдать нужный результат. Их всего – три-четыре фигуры, включая Шойгу, и приходится их все время тасовать. Сердюков не успел решить поставленную задачу – сделать армию одновременно дешевой и боеспособной, но он старался. Не исключено, что его даже поставят руководить каким-нибудь малозначимым ведомством», - полагает политолог Николай Кузнецов.

Впрочем, тут есть повод для сомнений. Наша политическая элита привыкла делиться на так называемые кланы, которые строго следят за тем, чтобы их ставленники заняли как можно больше руководящих кресел, а соперники – из них вылетели. До поры до времени у Сердюкова был один очевидный сторонник – первый вице-премьер Виктор Зубков. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что на ключевой пост – главы военного ведомства ­– незадолго до передачи президентской власти в 2008 году Дмитрию Медведеву его назначил Владимир Путин. Вряд ли такое назначение могло быть случайным.

Война компроматов вокруг Сердюкова – возможно, одна из самых заметных информационных и аппаратных интриг последнего времени, которая нанесла серьезный имиджевый урон власти, хотя удивительным образом сам экс-министр практически никогда в нее не ввязывался и не отвечал на потоки компромата в свой адрес. Кстати, он проявил удивительное отсутствие интереса к аппаратной борьбе. Вел себя излишне прямолинейно, что отмечают практически все наблюдатели. Но не получается ли, что именно искусными интригами его и сместили?

Полная версия