Против реформы рекламной отрасли выступают профессиональные лоббисты
Страсти вокруг законопроекта о наружной рекламе продолжают будоражить бизнес сообщество. Напомним, что документ внесен депутатом Виктором Звагельским и принят Госдумой в первом чтении. Проект прописывает процедуру заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и упрощает процедуру демонтажа незаконной рекламы.
На совещании, которое состоялось на днях у первого зам. главы Администрации Президента Вячеслава Володина, обсуждались поправки к закону ко второму чтению. В частности был отклонен весьма одиозный пункт об ограничении доли иностранного капитала в компаниях наружной рекламы: этот рынок никак нельзя назвать стратегическим, да и в стратегически важном ТЭК, например, иностранные инвестиции стараются привлечь, а не оттолкнуть. Однако этот очевидный шаг вызвал волну протестов со стороны весьма немногочисленной, надо признать, группы. Правда, представляются они не противниками иностранных инвестиций, а защитниками малого бизнеса и вовсю лоббируют альтернативный законопроект Кобзона – Комоедова, не прошедший в Госдуме.
На передовой защиты малых компаний неизменно встречаются две фамилии: Илья Котов и Севиль Эфендиева. Причем господин Котов выдает свою позицию за консолидированное мнение объединения «Деловая Россия», нисколько не смущаясь тем, что оно направило отрицательный отзыв на лоббируемый им законопроект. А Эфендиева выступает от имени Гильдии предприятий торговли и услуг Московской торгово-промышленной палаты, в которой состоит всего четыре компании (включая компанию Котова), которые имеют хоть какое-то отношение к наружной рекламе. Еще более интересный факт - это бизнес, который представляют неутомимые адвокаты МСБ. Котов – глава оператора «Реклама-Сервис». В рекламном сообществе эта компания известна тем, что несколько лет сопротивлялась снятию своей незаконной рекламы, загораживающей здание Павелецкого вокзала – при демонтаже пришлось даже звать полицию.
Компания Эфендиевой «НьюФорм Интернейшнл» заинтересовала правоохранительные органы при расследовании деятельности экс-главы председателя комитета рекламы, информации и оформления правительства Москвы Владимира Макарова.
Против чего же борется своеобразный дуэт защитников малого бизнеса? Группа Котова-Эфендиевой активно возражает против первоначального положения законопроекта, предусматривающего продление срока контрактов до 15 лет (в ходе обсуждения он был сокращен до 10 лет). Между тем, по мнению члена Общественной палаты РФ, гендиректора ООО «Управляющая компания «Медиа-центр» Валерия Шагиева, именно малый бизнес выигрывает от увеличения срока контрактов. «Увеличение сроков действия договоров с рекламными компаниями позволит, на мой взгляд, сделать рекламный рынок менее агрессивным. В первую очередь, от этого выиграют региональные игроки», -- уверен он. Мелкие участники рынка при нынешних сроках действия контрактов даже не успевают «отбить» вложенные средства, поясняет эксперт.
Не устраивает Котова-Эфендиеву и тот факт, что, согласно поправкам, нормотворческие, регулирующие, разрешительные, контрольные и бизнес-функции будут сконцентрированы в «одних руках» чиновников местных органов исполнительной власти. Однако именно такой порядок распределения полномочий закреплен в Конституции в разделе о разграничении полномочий. Причем, это положение является общепринятым и в законодательстве Евросоюза.
Другие аргументы касаются вопроса выделения квот для малого и среднего бизнеса. Дескать, без поддержки он отдаст рынок крупным компаниям, в первую очередь, иностранным, в результате чего отечественные производители не смогут попасть на рекламные щиты. Об иностранных инвестициях уже сказано. Что касается отечественных производителей, то вряд ли иностранный бизнес откажется от тех денег, которые они могут ему заплатить. А многие отечественные компании вполне в состоянии вести масштабную рекламную компанию. Наконец, защищать малый бизнес вряд ли целесообразно за счет уничтожения конкуренции и предоставления необоснованных льгот. Это не полезно ни рынку, ни городской среде, ни гражданам. Ведь рекламные щиты, уродующие наши города и нередко падающие на головы прохожим, давно уже анахронизм в развитых странах. Там реклама размещается на современных носителях, на электронных табло и уличной мебели: скамейках, велопарковках, остановках и проч. Причина столь существенных инвестиций в объекты наружной рекламы на Западе - контракты в 15-25 лет. За этот срок операторы успевают окупить дорогостоящие конструкции.
Единственный факт, который радетелей малого бизнеса не возмущает – это исчезновение из текста поправок пункта, регулирующего взаимоотношения операторов и местных властей при изменении схем. Между тем, как отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), это открывает богатые «коррупционные перспективы». Неужели эти перспективы устраивают т.н. «защитников» больше, чем долгосрочные цивилизованные правила игры?