Сергей Железняк – журналистам: саморегулирование эффективнее любого запрета
Замсекретаря Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей Железняк сегодня выступил на Х съезде Союза журналистов России (СЖР).
Приводим выдержки из его выступления: «СМИ – нервная система современного общества, важнейшая часть демократического государства, формирующая наше представление об окружающем мире и влияющая на мировоззрение. Каждый гражданин заинтересован в получении своевременной, объективной и полной информации о происходящем в стране и мире. Но вся ли информация, которую мы получаем, соответствует этим требованиям и что этому мешает?
Именно это и хотелось бы обсудить с вами сегодня. Безусловно – СЖР это сосредоточение гражданского и интеллектуального потенциала журналистского сообщества, способное не только защитить интересы журналистов, но и вырабатывать видение того, какими должны быть СМИ и люди, работающие в этой сложной, а порой и опасной профессии. Что недопустимо и что необходимо для журналиста, чтобы заслужить уважение коллег и общества? Хочу остановиться на нескольких ключевых проблемах, решение которых жизненно важно для профессии, для отрасли, и невозможно без вашего активного участия.
Мы все должны твердо поддерживать профессиональную объективную журналистику, которая должна стоять на страже общественных интересов и беспрекословно принимать критическую позицию, если она сформулирована без оскорблений и основана на подтвержденных фактах. Однако, несмотря на законы и кодексы журналистской этики, на деле мы то и дело встречаем в материалах СМИ ложь, клевету, выдергивание цитат из контекста, передергивание фактов, использование придуманной или непроверенной информации, предвзятость и необъективность автора по отношению к описываемому событию, оскорбления, необоснованное вторжение в частную жизнь, стремление выдать любой ценой сенсацию, выполнить заказ, публично унизить и уничтожить упоминаемое лицо.
Является ли это признаком профессионализма и объективности? Какое впечатление они создают у читателя не только об освещенном в статье персонаже или событии, но и об авторе, о напечатавшем это СМИ? Является ли многомесячная судебная процедура по привлечению к ответственности СМИ, опубликованное опровержение и штраф нейтрализацией того урона репутации истца, который был нанесен? Как влияют подобные публикации в целом на авторитет журналистики и уровень доверия к СМИ? Уверен, подобная практика разрушительна на только для конкретного журналиста и издания, но и для журналистики в целом, и для нашего общества, лишенного доверия к ней. Неслучайно, авторитет журналистской профессии падает год от года, это признают и мэтры российской журналистики, также, как снижается уровень уважения к институтам власти и к общечеловеческим ценностям. От разрушительной деятельности нет выгоды никому, это пиррова победа. И законодательными нормами это не решить, мораль, этику и общечеловеческие ценности сложно вместить в сухие однозначные формулировки юридических поправок.
Гораздо эффективнее и оперативнее любого законодательного запрета и судебного решения четкая взвешенная позиция профессионального журналистского сообщества, вразумляющего пришедших в профессию и пресекающего действия тех, кто дискредитирует своими действиями журналистику. Цеховая солидарность должна выражаться не в круговой поруке за коллегу, совершившего недопустимые для профессии действия, а в очищении отрасли от таких персонажей. Медиаскандалы подхлестывают тираж издания и известность автора, но разрушают репутацию СМИ и отрасли в целом. Только журналистское сообщество в состоянии предотвратить это падение и выработать эффективные нормы саморегулирования и самооздоровления. Мы очень этого ждем от тех, для кого журналистика не просто способ заработка, а смысл гражданского служения и жизненное призвание.
Вместе с деятельным журналистским сообществом мы сможем эффективно регулировать и те вопросы, которые требуют решений со стороны государства:
· Внесение в закон «О СМИ» вопросов, связанных с саморегулированием отрасли, Новая редакция закона «О СМИ»,
· Поддержка журналистских расследований и защита жизни и здоровья журналистов и членов их семей, материальная поддержка в случае потери трудоспособности и или смерти журналиста в связи с профессиональной деятельностью, особый статус расследований смертей журналистов.
· Реализация права на получение информации от официальных источников,
· Защита журналистов от давления со стороны работодателя и органов власти.
В этой связи важно чтобы саморегулирование журналистского сообщества объединяло именно журналистов - сотрудников, а у владельцев СМИ, как работодателей было свое сообщество. Объединение работника и работодателя в одной организации снижает ее эффективность и для одних и для других. Без этого самоопределения эффективно защищать права журналистов от работодателя, который выдает им зарплату, будет невозможно, а значит, сложно будет избавиться от такого позорного явления, как заказные статьи и черный пиар. Еще один важный блок вопросов, требующий сотрудничества с сообществом – комплекс мер, в том числе и законодательных, по поддержке экономической самостоятельности и разгосударствлению СМИ.
Считаю, что вместе с журналистским сообществом мы должны выработать систему распределения бюджетных средств на поддержку СМИ, позволяющую поддержать именно те СМИ, которые пользуются доверием в обществе, решают социально значимые задачи и не нарушают нормы законов и журналисткой этики. Причем часть средств должна идти на увеличение фонда оплаты труда журналистов, трудящихся в этих изданиях, чтобы они могли думать о работе, а не о том, чем накормить семью. Гос поддержка из бюджета не включая льготы составила 77 млрд рублей. За несколько лет она увеличилась в 3,5 раза.
Адресность должна быть и в отношении любых других льгот. Только льготы по НДС составили более 8 млрд рублей. Какой смысл льготировать издания, которые издаются для гламурных развлечений, сомнительного досуга или пестрят джинсой? Государству и обществу эти издания пользы не приносят, а средств, чтобы облагодетельствовать всех, в бюджете нет. А чтобы не было попыток фаворитизма со стороны чиновников, в общественные советы при ведомствах, распределяющих средства на поддержку СМИ и льготы, должны участвовать журналисты - общественники, а не владельцы изданий. Тогда уровень коррупции и предвзятости кардинально уменьшится, а любые злоупотребления с фактурой сразу же окажутся на страницах СМИ.
Время ставит профессиональную журналистику перед очень серьезными испытаниями, сопоставимыми по сложности с вызовами, которые стоят перед нашим обществом и государством. Разбежаться по своим кабинетам, предпочесть правде внушительный конверт с деньгами, самоутвердиться за счет оплеванных чернухой читателей, предпочесть джинсу серьезному анализу ситуации, пойти на поводу у договоренностей начальника со спонсором, значит обречь наших граждан на отсутствие объективной информации о происходящем вокруг и убить окончательно доверие к СМИ. Я подобное разрушение основ нашего общества не приемлю, принципиально, из уважения к социально важной и ответственной профессии журналиста, из уважения к вашим наставникам и читателям, из уважения к таланту и трудолюбию тысяч ребят, которые хотят стать журналистами.
Я не могу сделать эту огромную работу за вас, но готов вместе с вами искать решения тех сложных проблем, о которых я рассказал и помогать в реализации принятых решений. Уверен, что вместе мы сможем сохранить и профессиональную журналистику в нашей стране, дать правду и надежду многим нашим соотечественникам в России и русском мире».