Почта России: необходимость модернизации
По итогам трех лет, объем международных перевозок вырос более чем на 100%, объем внутренней корреспонденции на 15%. В 2013 году ожидаются похожие цифры. При этом, Почте России все труднее выполнять правительственные нормативы по срокам доставки, принятые еще в 2005 году. Об этом вчера во время открытой дискуссии на тему «Качество почтовых услуг: особенности российской логистики» заявил Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России».
Эксперты, собравшиеся для обсуждения проблемы, пришли к выводу, что для модернизации Почты России необходим, прежде всего, адекватный закон «О почтовой связи», который во многом определит модель развития федерального почтового оператора. Сейчас законодатели работают над 86 версией закона, и это говорит о том, что имеется множество противоречий. Не менее важны совместные усилия бизнеса и правительства, которые смогут решить значительную часть инфраструктурных проблем отечественного рынка доставки без ущерба для социальной составляющей. Наконец, по мнению экспертов, без государственной поддержки развитие стратегического предприятия невозможно.
То, что Почта России требует модернизации, очевидно. И дело не только в сроках доставки. Проблема в самой инфраструктуре, которая построена на ручном труде людей (85 % почтовых отправлений обрабатываются вручную) и низких зарплатах. Необходимость перемен связана с развитием информационного общества, нового поколения потребителей. В частности, необходимость модернизации почты диктует современный бурный рост электронной торговли.
Электронная коммерция – проблемы и перспективы в России
Как отметил заместитель руководителя отдела стратегических разработок Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Глеб Шуклин, рост этого сегмента рынка за последние годы составляет более 30% в год, а по прогнозам, например, Morgan Stanley и PricewaterhouseCoopers к 2015 году объем рынка электронной торговли составит более 1 триллионов рублей По словам Александра Тимофеева, из 65 миллионов почтовых отправлений, которые были доставлены внутри страны, львиную долю - более 70% составляет рынок электронной торговли.
«При этом регионы – это основной драйвер роста рынка электронной коммерции. Один из факторов, который сдерживает дальнейший рост этой отрасли - логистика. То есть, рынок мог бы расти еще быстрее, если бы его не сдерживала физическая скорость передачи данных. Учитывая, что эта отрасль - одна из немногих, где рост происходит такими темпами, нам хотелось бы развиваться еще дальше совместно с почтовыми системами, с Почтой России. Мы надеемся на модернизацию этой отрасли. Нам хотелось бы от наших партнеров получить помощь в поставке товаров по всей стране, качественный сервис на «последних милях», для этого необходима продуманная логистическая почтовая инфраструктура»,- отметил Глеб Шуклин.
Директор службы доставки OZON Holdings Нина Могилевская также отметила заинтересованность в развитии почты в России.
«Мы видим в этом перспективу развития и расширения нашего бизнеса на всей территории страны. Мы видим гигантский рост по электронной коммерции в регионах. Многие игроки, которые даже, если пойдут по пути создания собственных путей доставки, во многие пункты России просто не попадут. В этой связи, стоит подумать об объединении усилий бизнеса и государственной структуры. Во всем мире крупные игроки электронной коммерции используют национальные почтовые сети национальных почтовых операторов. При этом, сегодня поколение потребителей другое – это молодые динамичные люди, у которых уровень требований к сервису, особенно в Москве и Санкт-Петербурге очень высокий», - отметила Нина Могилевская
По мнению Александра Тимофеева, дальнейшее развитие дистанционной торговли в России тормозит изношенность инфраструктуры. «Сегодня наступил переломный момент. Существующая инфраструктура изношена на 60% и уже не может качественно обслуживать лавинообразно растущий поток посылок с товарами. И это неизбежно станет тормозом дальнейшего развития дистанционной торговли в России, если мы не решим эту проблему. У нас большой нереализованный потенциал, однако нужны серьезные инвестиции в инфраструктуру федеральной почтовой связи для того, чтобы обеспечив требуемый уровень качества, стимулировать рынок и догнать развитые страны по такому показателю как количество посылок на душу населения в год. Этот вопрос системный и решаться он должен системным образом. Важно то, что почта может меняться», - подчеркнул Александр Тимофеев.
При этом, по его словам, особенно остро стоит проблема зависимости почтовой логистики от транспортной инфраструктуры России.
От чего зависит эффективность доставки?
Стоит отметить саму территорию, которую обслуживает Почта России – это 17 миллионов км2. При этом автопарк на такую площадь насчитывает 17 тысяч единиц автотранспорта, 825 почтовых вагонов, причем 60% технических средств выработали свой ресурс. При этом 50 тысяч населенных пунктов России считаются труднодоступными и не имеют регулярной связи с внешним миром. Для того чтобы доставить туда почту, приходится использовать аэросани, вездеходы, моторные лодки, паромы.
В ряде регионов Сибири и Дальнего Востока доставка почты возможна только по воздуху: в итоге Почта России вынуждена была начать реализацию собственной программы развития почтовой авиации. В декабре 2012 года уже начаты регулярные почтовые авиарейсы, самолета Л-410 из Комсомольска-на-Амуре по Хабаровскому краю и на северную оконечность острова Сахалин. Он принимает на борт более 1,5 тонн почты и обслуживает 3500 отделений почтовой связи.
Как отмечают эксперты, на качество доставки влияет несколько факторов – отставание по уровню автоматизации процессов и проблемы с перевозками. Часто авиаперевозчики отказываются транспортировать почту с превышением лимита в труднодоступных районах с проблемной логистикой, – например, в Якутии в прошлом году почтовые отправления общим весом более 300 тонн снимали с рейсов более 900 раз. Усложняют доставку и жесткие лимиты на ряде направлений Аэрофлота. Со стороны авиакомпаний также стоит отметить сокращение прямых авиамаршрутов, используемых для перевозки почты. Если в 2011 году использовалось 243 прямых рейсов авиасвязи, что составляло 1207 рейсов в неделю, то в 2012 году число прямых авиасвязей сократилось до 164, или до 932 рейсов в неделю. Существуют проблемы и с РЖД, когда часто происходит отказ включать почтовые вагоны в составы - в 2012 году зафиксировано 3499 таких случаев.
Проблемы у Почты России связаны и с нехваткой финансирования и особенностями государственного тарифного регулирования, что привело к образованию порочного круга – нехватка средств для инвестирования приводит к недостаточному качеству услуг, а низкая эффективность и конкурентоспособность - к низким доходам.
При этом, тот факт, что Почта России является дотационным предприятием – одни из распространенных мифов. Так, например, в 2012 году почта России получила от государства частичные компенсации убытков в размере 5.4 млрд рублей, а на отчисления в различные налоговые фонды израсходовала 18.7 млрд рублей. По статистике, 93 % сельских почтовых отделений убыточные, 8.6 млрд рублей составляют ежегодные потери Почты России от их содержания.
Модернизация или оптимизация?
При всех существующих проблемах, важно не забывать о социальном значении почты, и это, прежде всего, необходимо учитывать при разработке планов модернизации, считает председатель комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов. По его словам сокращения нерентабельных почтовых отделений – так называемой оптимизации - допустить нельзя. «Нельзя забывать, что у Почты России существуют важные социальные функции. Если какие-то почтовые отделения испытывают материальные трудности, то им необходимо помогать. По нашим ожиданиям, в апреле будет внесен законопроект о почтовой связи. Он касается огромной отрасли, в которой работают сотни тысяч человек. Необходимо осознавать серьезность принятия каких-либо решений. К тому же теперь Почта России является стратегическим предприятием», – подчеркнул Алексей Митрофанов.
Получается, что Почте России, действительно, приходится решать множество разнообразных проблем, и это мешает ей двигаться дальше. Вывод, к которому пришли участники обсуждения - для того чтобы почте достичь хотя бы уровня логистики и доставки товаров в странах Восточной Европы, необходимы консолидированные усилия всех участников процесса. И здесь особенно важна роль закона «О почтовой связи», вариант которого, на этот раз, остается надеяться, будет наиболее адекватным.