Кто хочет приватизировать ТЭК?
Хотя страна обожглась на массовой приватизации 90-х, сейчас все чаще опять идут разговоры о «второй волне». Группа олигархов и профильных министров во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем призывает государство уйти из предприятий топливно-энергетического комплекса, банков, транспортной отрасли, телекоммуникации.
Об этом пишет в своей статье в газете «Труд» директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
«В списке «Русгидро», «Интер РАО», «Россети», «Аэрофлот», «Шереметьево», «Роснефть» и многие другие активы, составляющие основу российской экономики, – пишет Кагарлицкий. -Они тем более интересны, что сейчас их можно приватизировать среди своих по привлекательным ценам – рынок на данный момент не отвечает интересам государства. И потому на первый план выходят новые деятели, не склонные церемониться с общественным достоянием и социальными обязательствами». «План Дворковича» предполагает приватизацию прибылей на фоне социализации убытков. Власть лишится не только средств, но и контроля за ситуацией, однако вину за социальные издержки население всё равно будет возлагать на неё, считает эксперт.
Есть еще один интересный момент, связанный с проведением очередного, нынешнего этапа приватизации, отметил известный экономист, председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский в эфире радиостанции «Бизнес ФМ». «Многие эксперты все последние годы говорили о том, что бюджет в дополнительных доходах нынче не нуждается, поскольку бюджет бездефицитный и весьма и весьма сбалансированный. Тем не менее, в первые месяцы этого года возникла ситуация, когда вдруг, ни с того, ни с сего, российский бюджет стал дефицитным. Я полагаю, что вполне возможно, это осознанная тактика на создание искусственного дефицита бюджета для того, чтобы предъявить обществу самый главный козырь – смотрите, у нас дефицит бюджета, нам срочно необходимо приватизировать то или иное государственное имущество», – заявил он. При этом никто не говорит о том, что это будут цены как минимум в два раза, а то и в 10 раз ниже реальной, не рыночной, реальной стоимости, отмечает эксперт, никто не будет напоминать о социальных последствиях, которые будут связанны с проведением приватизации, и конечно же, никто не возьмет ответственность за то, что будет происходить в будущем.
«Приватизация в нынешних условиях, когда ни одна страна в мире не занимается приватизацией инфраструктуры, нанесет непоправимый ущерб безопасности и будущему нашей страны», – считает Кричевский. Он задается вопросом: кому выгоден очередной этап приватизации, проводящийся под либеральными знаменами? Очевидно, что тем, кто исповедуя эту идеологию, использует ее как прикрытие для решения алчных, а то и коррупционных интересов власть предержащих. «Это, естественно, крупный бизнес. Это так называемые олигархи, коих в России очень-очень не мало. В правительстве проведение нового этапа приватизации выгодно в первую очередь либеральному крылу, ответственному за реальный сектор экономики, в частности за топливно-энергетический комплекс. И я полагаю, что не последнюю очередь, в приватизации заинтересован вице-премьер Аркадий Дворкович, а также профильные министры», – считает Кричевский.
Эту точку зрения поддерживает и Кагарлицкий. «За время, проведенное им в Кремле и Белом доме, вокруг Дворковича сформировалась могущественная группа предпринимателей, получающих впечатляющие преференции от близости к нынешнему правительству», – пишет Кагарлицкий. Он перечисляет основные фигуры этой группы. Это, в первую очередь, засветившиеся в скандале с проваленной олимпийской стройкой в Сочи и компанией «Курорты Северного Кавказа» братья Ахмед и Магомед Билаловы: российско-корейская корпорация «Eurasia Energy Holdings» во главе Ахмедом Билаловым рвется приватизировать энергетику южных регионов страны. «Официальное поручение на сей счет за подписью вице-премьера Дворковича недавно было обнародовано, но никакой внятной реакции от чиновника не последовало», – отмечает Кагарлицкий.
Теперь на очереди ТЭК – не менее стратегически и социально важная для страны отрасль, где любое повышение тарифов может вызвать волну. Среди «олигархов новой волны» нельзя не вспомнить владельца махачкалинского футбольного клуба «Анжи» Сулеймана Керимова. «По странному совпадению, в структурах, связанных с этим бизнесменом, работала Зумруд Рустамова, супруга Аркадия Дворковича и крупный специалист по вопросам приватизации (до замужества успела потрудиться в Госкомимуществе России)», – говорится в статье Кагарлицкого.
«Тот же Дворкович не забывает и «старую гвардию», – продолжает экспрет. – В планах приватизации энергетики предусмотрено участие таких фигур как Владимир Евтушенков, Виктор Вексельберг, Олег Дерипаска и Михаил Фридман». «Удивительное дело, сегодня под приватизацию подпадают наиболее лакомые куски государственной собственности, те которые приносят прибыль бюджету, это во-первых, а во-вторых те, которые сегодня недооценены, – говорит Кричевский. – И это навевает на определенные размышления, рассуждения, связанные с тем, что кто-то очень удачно выбирает момент для вложения «лишних» денег».
Например, несколько дней назад была закрыта сделка по поглощению компанией «Роснефть» нефтяной компании «ТНК-BP», в резултате которой, по подсчетам экспертов, консорциум AAR получил «кэш» в размере до 28 млрд долларов. И спустя несколько дней стало известно, что Михаил Фридман готов купить 14% акций «Интер РАО», принадлежащие государству. При этом компаний, имевшая полтора года назад капитализацию 360 млрд рублей, сегодня оценивается почти вдвое дешевле – 180 млрд рублей, отмечает Кричевский. «Компания явно недооценена, при этом компания генерирует выручку по итогам 2011 года в размере 18 млрд долларов, а чистая прибыль компании составляет, опять же по 2011 году – 1,5 млрд долларов. Очень интересный актив, очень лакомый кусок», – говорит он.
Или, например, в Башкирии планируется слияние «Башкирской электросетевой компании» с «МРСК Урала», где крупным миноритарием является Виктор Вексельберг. «Мы можем столкнуться с ситуацией, характерной для последствий реструктуризации электроэнергетической отрасли, предпринятой во второй половине нулевых под руководством господина Чубайса, – предупреждает Кричевский. – Это значит, что выработка мощностей электроэнергии не вырастет, но при этом увеличатся тарифы. Еще более интересный момент – тарифы вырастут не для крупных потребителей, а для населения и для малого бизнеса. Для «крупняка» же наоборот будут создаваться всевозможные преференции. Да здесь нет ничего удивительного и парадоксального, потому что господин Вексельберг, как известно, имеет очень серьезные промышленные интересы на Урале».
Что касается «Башкирской электросетевой компании», принадлежащей структуре Владимира Евтушенкова, то Дворкович давно лоббирует его интересы, отмечает Кагарлицкий. А скандал с «Иркутскэнерго», показал неоднозначную роль в отечественной энергетике Олега Дерипаски. «Предприятие через контролируемые Дерипаской структуры в обход государственного собственника «Интер РАО» кредитуется под огромные проценты, а деньги выводятся на счета сомнительных фирм. При этом о простых потребителях никто не думает, – напоминает Кагарлицкий. – Стоит ли, на фоне этого, государству полностью уходить из энергетики? Дворкович считает, что стоит».
«Приватизация российской электроэнергетики и, вернее, тех остатков государственной собственности, которые еще присутствуют в российской электроэнергетической собственности, фактически положит конец присутствию государства в этой важнейшей сфере промышленной и социальной инфраструктуры., – предупреждает Кричевский. – Если государство потеряет контроль, а именно, контрольный пакет акций в тех компаниях, о которых сегодня идет речь, то никаких законных методов повлиять на ситуацию, например, обуздать рост тарифов, наладить более или менее вменяемые, прозрачные правила предоставления скидок, либо подключения к новым объектам, нуждающимся в электроэнергетике, мы уже не найдем».
В общей сложности за текущий год планируется передать в частные руки собственность на сумму более одного триллиона рублей, подсчитал Кагарлицкий. «Все уже заранее предполагают, что кому достанется, даже если формально чиновники постараются изобразить «прозрачность» и «непредвзятость». «Молодая гвардия» российской олигархии рассчитывает укрепить свои позиции, – пишет он. – Речь идет о банках, инфраструктурных объектах, долях почти во всех крупных компаниях ТЭК, где присутствие государства ещё сохранились. Прибыльные предприятия, доходы которых могли пополнить бюджет, станут частными. Лозунг "Меньше государства!" претворяется в жизнь. А вот от государственного субсидирования никто отказываться не собирается — сокращаться будут только источники доходов казны, а не её расходы».