Что принесла России военная реформа Сердюкова
Смена руководства Министерства обороны привела к тому, что возник вопрос о том, что необходимо сохранить из прежних преобразований, начатых экс-министром Анатолием Сердюковым, а от чего отказаться? Совершенно очевидно, что бессмысленно лишаться важных начинаний. Для того, чтобы решить этот вопрос, необходим анализ проводившихся реформ.
«Московский комсомолец» приводит список нововведений в армии, которые были приняты Сердюковым. Как оказалось, несмотря на неоднозначность некоторых решений, большинство реформ Сердюкова военные аналитики считают прогрессивными и направленными на отказ от модели армии прошлого века: вооруженные силы страны подверглись перестройке, равной которой не было с конца 50-х годов прошлого века, со знаменитых реформ маршала Жукова.
Как пишет издание, многие ограничивают реформы, проводимые Сердюковым, историями о министерских «амазонках», распределении ведомственного имущества, да историями о конфликтности строптивого «фельдмебеля». И действительно, характер у Анатолия Сердюкова, видимо, непростой. И многие военные, как теперь пишут, обижались, когда он часто использовал в общении с ними ненормативную лексику. Шквал критики мог поступать со стороны сокращаемых: ведь Сердюков начал массовую чистку среди генералитета, включая сокращение штатов министерства обороны (а генералов в российской армии в начале его министерских полномочий было почему-то почти в 6 раз больше, чем в армии США, в целом по численности превосходящей нашу «непобедимую и легендарную»).
Но если же обратиться к сути реформ, которые проводил Сердюков, то оказывается, что, по-видимому, сейчас кому-то выгодно противопоставлять подходы к реформированию армии Сергея Иванова, предшественника Сердюкова на министерском посту, и якобы некомпетентного «мебельщика». Но это далеко не так.
Один пример: в прошлом году сообщалось, что стоимость российских танков Т-90 за последние 10 лет выросла в 10 раз, российская армия покупает их по 118 млн рублей (3,65 млн долларов). При Сердюкове Минобороны выявило причину необоснованного роста цен на продукцию ОПК, которая кроется в большом количестве субподрядчиков у головных предприятий. Сергей Иванов тогда посоветовал Минобороны размещать заказы за рубежом, если отечественные предприятия завышают цены. Такой же прием предлагает и новый глава военного ведомства.
Как указывает военный обозреватель Александр Гольц, Сердюков взял курс на отказ от армии мобилизационного типа. Многомиллионные армии с многотысячными клиньями бронетехники и прочим остались во временах знаменитых танковых сражений Второй мировой. Пример Ирака, скажем, когда его миллионную (советского типа) армию войска НАТО разнесли в минимальный срок практически без потерь, очень поучителен. В современной войне техника «шестого поколения» не может управляться солдатом-срочником. Нужны профессионалы. Поэтому Сердюков принял решение сократить численность армии и повысить ее профессионализацию за счет увеличения доли контрактников.
И вот сейчас генералы опять начинают делать ставку на призыв срочников, пытаясь обеспечить армии миллионную численность любой ценой. Но если учитывать демографическую ситуацию в России, при этом принять во внимание рост численности других силовых структур (внутренних войск, подразделений МЧС и так далее) это вряд ли возможно.
Второе момент - реорганизация системы управления армией и ее структуры. «План Сердюкова» появился осенью 2008 года на основе анализа уроков кампании по «принуждению к миру» Грузии, когда в ходе операции стало ясно, насколько наша армия неповоротлива. Конечно, это было не «взятие Грозного одним полком за два часа», ставшее кровавой мясорубкой. Но все-таки Переход с дивизионной и полковой системы на западную бригадную в Сухопутных войсках и ВДВ, на трехзвенную систему управления был направлен именно на это.
В-третьих, ликвидация кадрированных воинских частей, превращение всех оставшихся в части постоянной готовности, когда на месте кадрированных дивизий создавались армейские склады техники и вооружений, на базе которых в случае угрозы войны, можно было развернуть из резервистов полноценные соединения.
В-четвертых, радикальное (почти вдвое!) сокращение офицерского корпуса и изменение его структуры. Как заявил тогда Сердюков: «с точки зрения должностей наша армия сегодня напоминает яйцо, раздутое в середине. Полковников и подполковников больше, чем младших офицеров. Через три года мы построим пирамиду, где все будет четко структурировано и выверено». Совершенно логично, что количество лейтенантов и старших лейтенантов в вооруженных силах должно было не уменьшиться, а возрасти.
В-пятых, одна из самых неоднозначных реформ, которая вызвала как критику, так и поддержку специалистов - это отказ от института прапорщиков и мичманов. С одной стороны, хорошо известны армейские шутки о прапорщиках, вроде того, что «это алмазный фонд нашей армии, поскольку не поддаются никакой обработке» и прочие. С другой стороны, критики отмечали, что среди прапорщиков были и специалисты-техники.
Еще одна из идей Сердюкова - перевести должности на складах, в армейских столовых и так далее на аутсорсинг, в гражданский сектор. А на смену прапорщикам он планировал создать кадровый унтер-офицерский корпус – из профессиональных сержантов, которые проходят трехлетний курс обучения. Правда, к каким результатам привели бы эти нововведения, говорить сейчас невозможно - теперь, как известно, новый министр уже заявил о том, что институт прапорщиков будет возвращать.
В-шестых, как это ни парадоксально звучит на фоне громких заявлений Следственного комитета по делу «Оборонсервиса», именно при Сердюкове российская армия впервые за десятилетия сделала шаг в направлении большей финансовой прозрачности. Именно Сердюков попытался сделать более транспарентными отношения с оборонно-промышленным комплексом. На фоне стремительно деградировавшей промышленности, срывавшей сроки оборонных заказов и «проваливавшейся» по качеству предлагаемых вооружений, цены на продукцию ОПК росли, как на дрожжах.
В качестве подтверждения можно привести слова нового Министра обороны Сергея Шойгу на заседании правительства, посвященном проблеме ценообразования в отечественном авиапроме: «За последние четыре года произошел взрывной рост цен – в три–пять раз на вертолетную технику и более чем в два раза на самолеты». «Мы можем выполнить программу (закупки) в денежном выражении, но она не будет соответствовать в количественном выражении, я уже не говорю о качестве», – заявил Шойгу (цитирует «Бизнес-ТАСС»).
В-седьмых, Сердюков предпринял ряд шагов, если можно так сказать для гуманизации армейской атмосферы. Например, впервые разрешил солдатам пользоваться мобильными телефонами и наладил нормальные рабочие отношения с представителями гражданского общества, включая Комитет солдатских матерей (которых его предшественники на дух не выносили).
Список нововведений и реформ, проводимых Сердюковым можно продолжать и дальше: это и попытка реорганизации структуры высшего военного образования, и создание объединенной системы воздушно-космической обороны и так далее. И хотя, действительно, многие его начинания назывались спорными, все же сейчас стоит спокойно взвесить все «за» и «против», чтобы защитить Россию не как всегда числом, а как это положено – умением, подводит итог издание.