Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Докторская станет деликатесом

В последние недели в новостные топы в который раз вышла тема колбасных ГОСТов. Повод - грядущее вступление в силу нового техрегламента таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции». Множество восторженных откликов сводится к одному - с июля 2013 года колбасу можно будет делать лишь по советским ГОСТам. Это ли не мечта огромного количества, если не большинства, россиян.

На самом деле, техрегламент всего лишь накладывает вето на «префиксы» к привычным колбасным названиям. «Докторская по-деревенски», «Докторская особая» и прочие «эксклюзивные» докторские оказываются под запретом. Сейчас «префикс» позволяет писать привычное название на колбасе, выпущенной по техническим условиям (ТУ). Иначе говоря, на колбасе, которая выпущена по рецептуре производителя, отличной от гостовской. С июля же, как и в советские времена, «Докторскую» можно будет делать только по ГОСТу. Колбаса по ТУ будет именоваться не иначе как «Фельдшерская» или «Ветеринарная».

Ажиотаж вокруг этой новости – удивительная вещь. Неистовая вера в ГОСТы – это диагноз состояния культуры в России, и отнюдь не только потребительской. «Российский потребитель невероятно инфантилен, - говорит Глеб Котов, креативный директор агентства стратегических коммуникаций ProAct Media. – Наши западные коллеги делят тамошнего потребителя на социальных радикалов или экономических консерваторов. Первые требуют от любых производителей технологических и ценностных прорывов. Вторые – традиционалисты, ментально и материально. Российский же потребитель – это либо социальный экстремист, либо безропотный фаталист. Первые считают, что смысл существования всех вокруг, включая производителей колбасы, обмануть и отравить их. Вторые живут под лозунгом – какая разница от чего умереть! Любопытно, что согласно исследованиям множества международных организаций, в России самый высокий в мире уровень хемофобии. Это боязнь – отравления продуктами, парами чего-нибудь и т.п. При этом в России же и один из самых высоких уровней потребления, так называемых, «вредных» продуктов, типа, фаст-фуда, газировки, чипсов. Это из серии - а мыши кололись, но продолжали есть кактусы. Россия – это царство потребительского садомазохизма».

Европейское или американское потребительское поведение построено на четком понимании своих потребностей. Производитель же пытается их удовлетворить. Российский потребитель – полная противоположность западному. Он руководствуется недоверием ко всему, что его окружает. И у производителя почти нет шансов угодить покупателю.

«Наша «Докторская» почти в два раза дороже мяса, что само по себе немыслимо, поскольку она скоро будет стоить как хамон, - говорит Виталий Геворкян, президент «Мясного Дома Бородина». – Но издержки производства натурального продукта в России настолько велики, что дешевле не получается. В Европе, кстати, если я сообщу, что моя колбаса такая дорогая, поскольку в ней мясо только из лучших частей полутуши, а еще никаких суррогатов - ко мне придет государственный инспектор и проверит, действительно, ли это так. Это понятно, поскольку, делая подобные заявления и повышая на их основании цену, я получаю дополнительные конкурентные преимущества. И на Западе сохранение этой самой конкурентной среды – главная функция государства. Я бы мечтал, чтобы и в России ко мне пришел инспектор и проверил, насколько мои декларации отвечают действительности. Но ко мне никто не приходит. Потому что в России нет ГОСТа на ценообразование. В России есть ГОСТ на рецептуру, но я считаю, что не государство должно определять идеальную рецептуру. Покупатель сам должен решать для себя, из чего должен состоять идеальный для него продукт».

Кроме цены, «Докторская» от «Мясного Дома Бородина» ничем не отличается от «Докторской» любого другого производителя. На ней также написаны четыре заветные буквы – ГОСТ. При этом производитель не использует, например, разрешенный в ГОСТе глутамат натрия. Но в компании сетуют, что если написать на этикетке, что их «Докторская» приготовлена по ТУ, то потребитель станет смотреть на этот продукт с еще большим недоверием. Мало того, в этом случае, с июля ассортимент МДБ попросту лишится «Докторской» и других колбас с привычными названиями.

Пока в умах и регламентах главенствуют ГОСТы, наши потребители и производители так и будут сидеть по разные стороны баррикад. Это не в интересах ни потребителей, ни производителей. Некоторые эксперты предполагают, что вступление России в ВТО, вслед за которым к нам пошла импортная колбаса, сможет изменить ситуацию на рынке. Западные производители не знают, что такое ГОСТы – за рубежом их просто не существует. И, возможно, они смогут научить нас иначе смотреть на этот столь ненавистный и одновременно столь желанный продукт, каковым является в России колбаса.

Полная версия