Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:35
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Центр политических исследований провел анализ черного пиара

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Экспертная группа Центра политической информации подготовила доклад «Особенности информационных войн на новом этапе их развития». По мнению авторов доклада, информационные войны в прошлом году получили новый импульс развития, когда к политическим баталиям добавилась бизнес-среда.

Так, в докладе приводятся типичные примеры информационных атак, которые были призваны нанести ущерб репутационному капиталу четырёх крупных организаций из разных отраслей: химическому предприятию, энергетической компании, финансовой группе, нефтяной компании и автоконцерну. В качестве наиболее показательных моделей авторы подробно разбирают «черные пиар кампании» против Группы ВТБ, Транснефти, ОАО "Тольяттиазот", АвтоВАЗа.

«Тольяттиазот» стал мишенью черного пиара

В частности, эксперты приводят пример пиар-кампании, направленной против «Тольяттиазота». «В 2012 году это предприятие было в состоянии конфликта с одним миноритарным акционером и с одной компанией, претендующей на статус миноритария. ОХК «Уралхим», имеющий 9,7% акций «Тольяттиазота», настаивает на возбуждении серии уголовных дел. В 2012 году миноритарий уже добился возбуждения двух уголовных дел в отношении неопределенных лиц из числа представителей «Тольяттиазота». В октябре 2012 года Президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил прекратить дело ирландской компании Eurotoaz Limited, которая добивалась включения ее в реестр акционеров «Тольяттиазота», в связи с истечением срока давности», - говорится в докладе.

После этого в СМИ на «Тольяттиазот» обрушился целый ряд негативных публикаций. Авторы доклада выделяют даже несколько пиар-кампаний против предприятия, связанных с попыткой увязать руководство компании с оппозиционными силами, с обвинениями в невыполнении экологических требований и с попыткой поссорить руководство с сотрудниками.

Так, например, газета «Наша версия» опубликовала статью "Бой БАБа" с подзаголовком "Руководство "Тольяттиазота" готовит плацдарм для триумфального возвращения Березовского в Россию". Авторы этой статьи утверждают, что "Тольяттиазот" финансирует "тольяттинскую группировку", "интеллектуальным ядром" которой является Борис Березовский. При этом, статья не содержит упоминания ни одного источника информации. Тем не менее, на эту публикацию ссылаются не менее 96 онлайн-изданий. Затем, в СМИ появилась информация о том, что бывший владелец химкомбината «Тольяттиазот» Владимир Махлай является одним из основных спонсоров российского оппозиционного телеканала. Например, интернет-издание «Век» опубликовало материал под заголовком «Махлай обзаведется кнопкой». «Автор текста утверждает, что финансовый вклад Махлая в новый интернет-канал оппозиции будет не меньше вклада Бориса Березовского, причем, в качестве источника информации дана фраза «как выяснили журналисты», говорится в докладе.

Другая история связана с искаженной интерпретацией интервью с Сергеем Махлаем, в котором председатель совета директоров «Тольяттиазота» рассказал, почему в начале октября сотрудники предприятия провели митинг против Pussy Riot. По словам Махлая, за годы президентства и премьерства Владимира Путина простые россияне обрели уверенность в завтрашнем дне, и их глубоко возмутило выступление панк-группы. Неожиданно, позицию Махлая, заявившего, что Путин многое сделал для укрепления государства, стали называть антипутинской, и это подхватили многие СМИ. Это произошло с подачи политолога Владимира Прибыловского, который среди прочего известен своей книгой «Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина», написанной в соавторстве с Юрием Фельштинским, соавтором книги «ФСБ взрывает Россию».

Одним из методов вброса компромата в черном пиаре является цитирование источников на иностранных языках. Так, на сайте inoСМИ.Ru появился перевод статьи «Швейцарский отель продадут российским инвесторам», опубликованной в швейцарском издании Tribune de Geneve. Как говорилось в статье, по «информации осведомленных источников», владелец отеля «Три короля» в центре Базеля в начале 2012 года начал переговоры с российско-швейцарскими инвесторами о продаже гостиницы. В переводе статьи говорится: "Как предполагается, эти инвесторы представляют совладельца и генерального директора химического завода "ТольяттиАзот" Сергея Махлая".

Затем в российских СМИ появилось не менее 53 публикаций подобного рода. Этот же сайт опубликовал перевод статьи французской Agora Vox под заголовком «Футбол - любимый спорт российских олигархов». Журналист пишет: «Вчера мне позвонил старый университетский приятель. Сейчас он живет в Лихтенштейне и страстно болеет за футбольный клуб «Вадуц». Трясущимся голосом он поведал мне о слухах, из которых следует, что владельцы команды в настоящий момент ведут переговоры о продаже ее акций за солидную сумму богатому российско-швейцарскому бизнесмену (он руководит крупным химическим заводом в Тольятти)". Затем последовало 81 публикация в российских интернет-изданиях о намерении Сергея Махлая купить «Вадуц».

Другая крупная пиар-компания была связана с обвинением «Тольяттиазота» в невыполнении экологических требований. Упоминалась утечка аммиачной воды из цистерны грузового поезда. Груз принадлежал "Тольяттиазоту". После этого пресс-служба "Тольяттиазота" распространила пресс-релиз, в котором объяснила, что согласно регламенту ответственность за безопасность грузовых вагонов после подписания акта приемки лежит на грузоперевозчике, поэтому обвинения в адрес завода безосновательны. Однако, еще до этого инцидента появилась информация о том, что экологи Новосибирского регионального отделения "Российской экологической независимой экспертизы" направили в межрайонную природоохранную прокуратуру по Новосибирской области заявление с требованием возбудить уголовное дело против "Тольяттиазота", что стало самостоятельным инфоповодом. И после этого, пиар атаки на «Тольяттиазот» не прекратились: организация "Зеленый патруль" подала заявление в Следственное управление Следственного комитета РФ по Самарской области по 33 эпизодам нарушения природоохранного законодательства.

Серия публикаций была посвящена митингу местных жителей против экологической политики "Тольяттиазота", который прошел 4 мая 2012 года в Тольятти. Через день на YouTube появился репортаж с этого митинга, под названием «Жители Тольятти против "Тольяттиазота».

И, наконец, другая пиар-кампания была связана с попытками поссорить руководство предприятия с сотрудниками. Так, стали распространяться слухи о продаже «Тольяттиазота» китайской Hubei Yihua Chemical Industry Co Ltd. Схема – та же: указывается неназванный источник, информация берется из записи в блоге. В августе 2012 года пресс-службе "Тольяттиазота" пришлось опровергать информацию о грядущей продаже контрольного пакета акций китайской Hubei Yihua Chemical Industry Co Ltd. Тогда же в СМИ появилось множество публикаций с резкой критикой возможной продажи Тольяттиазота. Так, в статье "Нашей версии", опубликованной 3 сентября под заголовком "Тольятти продадут за юани", говорилось о том, что смена собственника обострит экологическую обстановку и приведет к массовому заселению региона китайцами. Материал вышел с подзаголовком "Вместе с химическим заводом китайцы захватят целый город, а возможно, и Самарскую область". 29 информационных сайтов сослались на эту статью, хотя она появилась через 17 дней после опровержения "Тольяттиазотом" информации о готовящейся сделке.

В ходе пиар-кампании также тиражировались слухи о переводе сотрудников на срочные трудовые договоры.

Затем в пиар-кампаниях стали использоваться письма жителей. 1 августа 2012 года ИА REGNUM опубликовало открытое письмо работников ОАО "Тольяттиазот" и жителей Тольятти председателю совета директоров предприятия Сергею Махлаю. Не приводя доказательств правдивости своих аргументов, авторы письма рассказывали о своей обеспокоенности ситуацией на "Тольяттиазоте", утверждая, что предприятие является потенциальным источником экологических и техногенных катастроф.

Как отмечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, в ходе подобных пиар-кампаний часто «делаются парадоксальные выводы, без всяких ограничений, без всяких морально-этических запретов». «Причем, подобные публикации влияют не на разум, а на эмоции», - отмечает Алексей Мухин.

Схема для информационной атаки на ВТБ

Другой пример, по мнению авторов доклада, иллюстрирующий тенденцию, - кампания против банка ВТБ, которая началась с того, что основатель «РосПила» Алексей Навальный обвинил ОАО "ВТБ Лизинг" в покупке 30 китайских буровых установок по цене, в полтора раза превышающей официальную цену производителя. И опять в данной кампании действовала стандартная схема: тиражирование информации о ВТБ, как ненадежном партнере.

Так, 10 сентября 2012 года на сайте британского аналитического центра «Общество Генри Джексона» (The Henry Jackson Society) был опубликован посвященный Группе ВТБ доклад под названием: «Достойный участник мировых финансовых рынков? Пристальный взгляд на практику работы Группы ВТБ». Доклад для зарубежных финансистов. Основной тезис доклада: злоупотребления и нелегальные схемы работы ВТБ делают рискованным сотрудничество с банком. Авторы доклада – Фонд борьбы с коррупцией, созданный Навальным, и «Общество Генри Джексона». Кроме этого, Алексей Навальный анонсировал доклад со ссылками на английскую и русскую версии, подчеркнув, что "Общество Генри Джексона" является "одним из самых уважаемых think tank в области международных отношений в Британии". При этом, как говорится в докладе ЦПИ, до публикации совместного с Навальным доклада аналитический центр не был широко известен в России. С момента основания организации в 2005 году по 9 сентября 2012 года "Общество Генри Джексона" упоминалось в официальных российских СМИ 82 раза, а с 10 сентября 2012 года (день публикации доклада на сайте организации) по 8 февраля 2013 года – 140 раз», - говорится в докладе ЦПИ.

Позже банкир Александр Лебедев в своем блоге обвинил президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина в нецелевом расходовании средств банка, опубликовав фотографии самолета и яхты, якобы купленные Костиным на подставные структуры и эксплуатируемые за счет средств госбанка.

Затем к схеме подключили обвинение в использовании силовиков для борьбы с миноритарием. Наконец, появились публикации, в которых руководителя ВТБ сравнивали с уголовным авторитетом. Так, 30 января 2013 года на сайте издания The Moscow Post появилась статья под заголовком «Давос принял банкира за «Деда Хасана»?». И опять же автор статьи приводит сравнения, лишенные всякой логики, ссылаясь при этом, на мнение анонимного "западного эксперта», который якобы заявил, что в Давос Россия привезла два похожих бренда – Андрея Костина и Деда Хасана, похороны которого были во время саммита одной из самых обсуждаемых в России тем.

«Трансфнефть» и Алексей Навальный

Другой пример, который приводят авторы доклада – резонансный конфликт Алексея Навального и «Транснефти». Конфликт получил развитие после того, как 16 ноября 2010 года в блоге Навального появился пост о многомиллиардных растратах "Транснефти" при строительстве трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО). 23 июля 2012 года "Транснефть" сообщила, что после того, как Навальный вывесил материалы аудита строительства трубопровода ВСТО, недобросовестным подрядчикам стали известны методы работы аудиторов, и они сумели найти новые лазейки для вывода денег. Из-за этого "Транснефть" недосчиталась 3 млрд рублей.

Затем 31 июля 2012 года Навальный в своем блоге разместил пост «как я украл весь лес», где рассказал о следствии по делу «Кировлеса». При этом, блогер не утверждал напрямую, что возбуждение уголовного дела против него стало следствием его конфликта с "Транснефтью".

Также происходило тиражирование видеороликов с обвинениями. "Трубоеды. Как пилят в Транснефти. Embezzlement in Transneft", загруженное на YouTube 20 ноября 2010 года. Это же видео было дважды вновь размещено на этой площадке в 2012 году. На видео Навальный рассказывает, что к нему попали материалы, предоставленные "Транснефтью" по запросу Счетной палаты, когда в 2008 году ведомство проверяло строительство ВСТО. Навальный в кадре говорит, что результаты проверки были засекречены, и утверждает: "Написано здесь фактически, что миллиарды долларов были украдены в ходе реализации этого замечательного национального проекта". Ролик длится меньше пяти минут.

11 января 2012 года на YouTube был размещен англоязычный ролик канала France24, посвященный уголовному преследованию Навального по делу "Кировлеса" и начинающийся с описания претензий блогера к "Транснефти".

Другим приемом пиар-кампании против Транснефти было ложное цитирование экспертных высказываний. 16 января 2013 года на сайте The Moscow Post появилась статья с заголовком "Вертолетный распил" в "Транснефти"?". Например, по поводу отказа "Транснефти" от использования вертолетов Robinson R44,"Известия" пишут: "по мнению (председателя правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаила) Казачкова, коррупции в этом вопросе не просматривается и никакой выгоды "Транснефть" от такого решения не получает".

Но мнение эксперта, приведенное в статье "Известий", The Moscow Post меняет на противоположное и утверждает обратное: "Эксперты уверены, что в этом случае, скорее всего, содержался "коррупционный момент".

Другой пример - публикация ложных сведений о причастности руководителей компании к управлению сомнительными организациями. В официальном сообщении "Транснефти" сказано, что, вероятно, причиной размещения дезинформации являются "мошеннические действия организованных преступных группировок, специализирующихся на шантаже топ-менеджмента крупных российских и зарубежных компаний, работающих в сфере ТЭК".

АвтоВАЗ пострадал из-за ложного сообщения об обратном выкупе акций

Широкую известность получила мошенническая схема в СМИ, которая повлияла на стоимость акций АвтоВАЗа: Ложное сообщение об обратном выкупе акций появилось 20 декабря 2012 года в газете "Ведомости" . Там на правах рекламы было опубликовано объявление о том, что накануне "АвтоВАЗ" объявил об обратном выкупе своих акций. До этого такая же информация появилась в лентах информационных агентств со ссылкой на заместителя гендиректора ООО "Лада Фаворит" Михаила Мыкало, в публикациях сообщалось, что "Лада Фаворит", дочернее предприятие "АвтоВАЗа", будет осуществлять обратный выкуп акций. В тот же день, 20 декабря, в газете "Коммерсантъ" была размещена реклама "Лада Фаворит", в которой говорилось о продаже автомобилей "АвтоВАЗа" по ценам на 15-20% ниже рыночных, а в качестве контактных телефонов были указаны номера "горячей линии" "АвтоВАЗа".

Это ложное сообщение спровоцировало рост котировок акций автоконцерна. Стоимость обыкновенных акций "АвтоВАЗа" с начала торгов подскочила на 13%, привилегированных – на 9%.

"АвтоВАЗ" оперативно заявил, что сообщение об обратном выкупе не соответствует действительности, а официального дилера "Лада Фаворит" у автоконцерна нет. При этом, по мнению экспертов, инициаторы вброса могли продать бумаги с премией до 15%.

Эксперты ЦПИ отмечают, что психологические методы работы с аудиторией меняются, по сравнению с 90-ми годами, мало: это и использование софизмов, искажение тезисов, смещение акцентов. При этом каналы распространения и методы подачи информации изменились в последний год существенно. Это в первую очередь связано с концентрацией аудитории, в том числе молодой и некритичной, в интернете и в социальных медиа. Ориентируясь на уровень значительной доли аудитории, черные пиарщики скорректировали методы работы.

Авторы доклада подчеркивают, что в последнее время крайне популярным стал метод многократного размещения однотипных критических текстов на разных онлайн-площадках. Заказной характер таких массовых размещений для многих пользователей очевиден, судя по их комментариям, но заказчиков это не смущает.

В отношении промышленных групп распространен, как и раньше, экологический шантаж. Панические слухи о предприятии как потенциальном источнике экологических катастроф тиражируются со ссылкой на природозащитные организации и результаты проверок Росприроднадзора, и тот факт, что в процессе тиражирования исходная информация значительно трансформируется, мало смущает читателей.

По мнению экспертов ЦПИ, особое значение приобрела адресная работа с посетителями конкретных площадок социальных медиа. Это связано с тем, что пропаганда вышла из соцмедиа в офлайн, минуя традиционные СМИ. Ярким примером может служить появившаяся в 2012 году "Добрая машина правды".

Как констатируют эксперты ЦПИ – в последние годы в медийных войнах стала прослеживается тенденция возвращения в лихие 90-х, когда для достижения цели со средствами и методами не считались.

«Черный пиар – это площадка, которая часто не регулируется никакими правилами и законами. Этот феномен есть, и с этим нужно бороться. Выводы, в таких публикациях часто делаются без всяких ограничений, без всяких морально-этических запретов. Причем, подобные пиар-кампании можно устраивать довольно дешево, достаточно время от времени вбрасывать информационный повод. И это, я считаю, особый стиль жизни. Это сопряжено с большими психологическими проблемами у тех, кто это публикует, и у тех, кто читает», - Алексей Мухин.

Реклама