Россию наводняет рактопаминовая колбаса
Борьба с рактопамином направлена на обеспечение безопасности россиян. Об этом не раз говорил главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Впрочем, некоторые эксперты в мясоперерабатывающей отрасли, в частности, высказывают опасения - анти-рактопаминовая кампания носит целью обезопасить лишь часть россиян. Точнее - бизнес части россиян. Опасения эти базируются на очевидном противоречии. Борясь с рактопамином в мясе, наши надзорные органы совершенно не озабочены его наличием в зарубежной колбасе, импорт которой, благодаря вступлению России в ВТО, стремительно увеличивается.
Последние 15 лет колбасный рынок России был надежно защищен – пошлина на импортную колбасу составляла 25% стоимости продукта, но не менее 40 евроцентов за килограмм. Сейчас пошлина на ввозимые мясопродукты обрела символический характер – 25 евроцентов (примерно 10 рублей) с килограмма. Наибольшую активность по освоению нашего рынка демонстрируют прибалты, поляки и немцы. Они встроились в хвост белорусам, которые начали теснить отечественную колбасу на прилавках с запуском проекта по созданию Единого экономического пространства.
«Год назад мы вступили в Таможенный союз и открыли свои границы для белорусской колбасы, — говорит Анатолий Косинский, директор Обнинского колбасного завода. — В нашу Калужскую область, расположенную вблизи Белоруссии, колбаса хлынула потоком, причем она дешевле российской на 20–30 процентов. Я полагаю, это стало одной из причин закрытия Калужского мясокомбината».
Дешевле отечественной оказалась и колбаса из Дальнего Зарубежья. У европейских мясопереработчиков меньше издержек, но главное - мясо обходится дешевле. За килограмм свинины в полутуше колбасник из Старого Света платит 70-80 рублей, наш – в районе 100 рублей, и это еще после серьезного падения цен на мясо в России за последние месяцы. При этом многие колбасники скажут вам, что наше мясо хуже импортного.
Колбасный рынок России остается крупнейшим сегментом пищевой отрасли – его ежегодный оборот 18 млрд. долларов. Это, конечно, меньше, чем бюджет сочинской Олимпиады, но кусок лакомый. И в борьбе за него сложилась удивительная ситуация. Российские мясопереработчики уже проиграли коллегам из-за рубежа ценовую конкуренцию. Чтобы сохранить позиции, им необходим доступ к более дешевому и качественному зарубежному мясу. Но на их стремлении получить этот спасительный доступ к импортному сырью вырастает рактопаминовый заслон. И неудивительно, что у них возникают сомнения, будто заслон этот выстроен для противостояния недобросовестным зарубежным животноводов во имя безопасности россиян. У мясопереработчиков есть все основания полагать, что заслон этот выстроен для стимулирования их интереса к отечественному сырью.
Парадоксальность ситуации в том, что защищая отечественное животноводство, государство убивает отечественную мясопереработку, лишая ее конкурентоспособности. Но после кончины мясопереработки благополучно скончается и животноводство. Очевидно же, что дорогое российское мясо не интересно никому в мире.
Впрочем, у наших колбасников есть шанс выжить, упав в нишу низкосортной дешевой продукции. Это, кстати, не в интересах животноводов, поскольку мяса в такой колбасе будет не много. Гипотетически есть еще один вариант – занять нишу дорогостоящей аутентичной натуральной колбасы. Хотя здесь колбасники опять же сталкиваются со своеобразным заслоном на этот раз между ними и потребителем в виде ГОСТов. В массовом сознании ГОСТ – это единственная гарантия достойности колбасы. Между тем, ГОСТы с советских времен в наименьшей степени учитывали интересы потребителя. Например, в нынешние ГОСТы на колбасы и мясные деликатесы введен усилитель вкуса глутамат натрия. Случилось это, как только был ограничен импорт зарубежного мяса. И опять же в интересах наших животноводов, чтобы «подсластить» их не самое лучшее мясо. В ГОСТах немало и других ингредиентов, которые недопустимы для продуктов, классифицируемых в мире как натуральные. «Ниша дорогих натуральных продуктов, созданных по стандартам, гораздо более строгим чем ГОСТы может быть перспективной, - говорит Виталий Геворкян, директор «Мясного Дома Бородина». – Но создание новых стандартов требует формирования независимой от государства системы контроля за их соблюдением. Для этого необходимо либо создавать союз производителей натуральных продуктов, внутри которого выстраивать подобную систему, либо вливаться в существующую систему какого-либо из европейских союзов. Для нашей компании решение этой проблема – самая насущная задача в настоящее время».
Нынешняя ситуация сулит немало проблем отечественному бизнесу. Но потребитель, как не удивительно, может остаться в выигрыше. Рынок мясопродуктов станет более понятным. На нем появится выбор. Скорее всего, в среднем ценовом сегменте тон задавать будут белорусы и европейцы. А вот традиционные российские колбасы, вроде Московской или Сервелата, станут либо совсем несъедобными, но доступными, либо обретут по-настоящему натуральный вкус. Но только доступны они будут далеко не всем.