Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Инвазивные виды атакуют новые территории с самолетов

Экосистемы Земли ожидает целый ряд «биотрясений». Переносчиками видов-захватчиков станут самолеты, что обусловлено быстрым развитием пассажирской авиации в Индии и Китае. Жителям России в каком-то смысле «повезло» -- климат страны слишком суров для насекомых из Юго-Восточной Азии.

Зоологу из Оксфордского университета доктору Андрю Тэтему (Andrew F. Tatem) с коллегами впервые удалось показать, как экзотические виды насекомых сейчас распространяются по земному шару.

Авиаинвазия

Маршруты транспортной воздушной авиации соединяют самые отдаленные точки планеты. Как показали в своих работах ученые, самолетами летают не только люди, но и насекомые. Если климатические условия в стране прилета окажутся близкими к привычной среде обитания вида, то он легко акклиматизируется и начинает вести себя как захватчик.

авиаинвазияПлодовая муха (Ceratitis capitata) распространилась по всему миру именно так. Ее родина -- тропическая Африка. Попав с фруктами в страны Северной, Южной Америки и Европы, муха стала поражать все косточковые плодовые культуры -- сливы, абрикосы, персики, виноград, мандарины, томаты и принесла сельскому хозяйству огромные убытки. Еще в 1997 году в США в районах на границе с Мексикой началась программа Moscamed по борьбе с плодовой мухой. Результатов нет -- традиционное использование инсектицидов в борьбе с этим вредителем не помогает.
По словам доктора Тэтема, инвайдеры залетают в салон самолета или прячутся в багаже среди вещей пассажиров или мякоти фруктов.

Доктор Тэтем разработал математическую модель, с помощью которой можно рассчитать влияние воздушной транспортной авиации на распространение экзотических инвазивных видов. Среди насекомых, активно путешествующих на самолетах, он выделяет несколько видов из подотряда разнокрылых –  это наземные, земляные, цветочные, кожистые, перепончатые и водные клопы, а среди равнокрылых – различные виды тлей, цикад и белокрылки.

Самые популярные авиалинии у насекомых

Успех распространения экзотических видов полностью зависит от климатических условий региона, куда они попадают на самолете. В основе модели -- огромная база данных, которая включает 45 миллионов полетов, 3500 аэропортов и 44 000 разных маршрутов. При этом модель учитывает не только развитие сети маршрутов с 2007 по 2010 год, но и изменение климатических условий за этот период, полученное по данным Международного агентства по изучению изменения климата (IPCC).

По расчетам доктора Тэтема, к 2010 году общее количество авиапассажиров в мире по сравнению с 2008 годом должно увеличиться на 14%. Правда, справедливости ради стоит отметить, что расчеты сделаны до официального объявления о мировом финансовом кризисе. При этом в июле и августе сохранится пик активности перелетов. Страны, в которых наиболее интенсивно произойдет развитие транспортной воздушной авиации, -- Китай, Индия, Россия и Восточная Европа. С помощью своей модели доктор Тэтем выделяет 10 маршрутов, своеобразных инвазивных «горячих точек», по которым будет происходить наиболее интенсивный обмен экзотическими видами насекомых в 2010 году, причем в определенное время года. Среди них Лос-Анджелес (США)–Шанхай (Китай) в январе, Сиэтл (США)--Лондон (Великобритания) в апреле, и в октябре – Сиэтл (США)–Сеул (Корея).

Самый пик инвазивной активности доктор Тэтем наметил на июль 2010 года при перемещении по маршрутам между Китаем и Северной Европой, а также Китаем и Северной Америкой. При этом модель показывает, что ожидаемые изменения климата будут благоприятствовать странам Восточной Европы – туда экзотические виды с большой долей вероятности вовсе не попадут.

По мнению зоолога, единственный способ борьбы с инвазивными видами – тщательный прогноз их возможного появления и распространения и, конечно, биологический контроль «горячих инвазивных точек».

Результаты исследований опубликованы в мартовском номере журнала Ecography.

Полная версия