Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Таксэдвизор»: в поисках обхода налогового законодательства

В прошлом году вступил в силу закон о трансфертном ценообразовании, устанавливающий правила определения цен при расчетах взаимосвязанных компаний. Однако этот вопрос продолжает оставаться проблемой для бизнеса. К такому выводу пришла аудиторская компания Ernst&Young в результате опроса российских компаний. «Респонденты говорят о несовершенстве расчетов, связанных с трансфертным ценообразованием, о необходимости их дальнейшей доработки, - отмечают аудиторы. - Значительная часть респондентов признала, что попросту не располагают ресурсами для того, чтобы привести свою методологию в соответствие с новыми правилами».

Проблема обсуждается в статье, опубликованной в Агентстве Политических Новостей.

Так ли это на самом деле? Отечественные компании различных секторов экономики любят использовать так называемые «внутрикорпоративные цены» для снижения налогов, из-за чего бюджет несет огромные убытки. Поэтому большинству предпринимателей изменение правил не по душе. Не выгодно это и налоговым консультантам, ведь оптимизация, а точнее минимизация налогооблагаемой базы клиентов – их хлеб. Не без их помощи в настоящее время, как сообщил в своем докладе бывший экономист консалтинговой компании McKinsey&Co Джеймс Хенри, богатым людям удается скрывать по всему миру от налогов более $30 трлн. В связи с этим удивляться впечатляющему приросту прибылей консалтинговых компаний не приходится. В России он составляет порядка 15% в год.

Налоговые консультанты против прозрачности

Очевидно, опасаясь возможного сокращения теневых доходов из-за изменения правил трансфертного ценообразования, теперь многие бизнесмены и их консультанты говорят, что «правила эти слишком сложны и требуют доработки» и вообще не известно к чему приведут. В частности, свои опасения по этому поводу не раз высказывал известный налоговый юрист, основатель и руководитель консалтинговой компании «Таксэдвизор» Дмитрий Костальгин, известный спорными и сомнительными заявлениями и «оговорками по Фрейду» в прессе. Например, недавно он выступил с критикой всех государственных инициатив по борьбе с фирмами-однодневками. «Отдельного внимания заслуживает поток идей от Следственного комитета. Не знаю, насколько ценным может считаться материал уровня реферата студента третьего курса, но все же», - заявил налоговед. Что примечательно – раскритиковав всех, юрист ничего не предложил. Вероятно, особого желания бороться с «однодневками» у него нет.

Но за УСН

Высказывания Костальгина, да и многих других налоговых юристов, наводят на мысль, что они не заинтересованы в совершенствовании законодательства. Для их консалтингового бизнеса выгодно, чтобы никто ничего не прояснял и не менял. Ведь, дыры и путаница в законах очень удобны для «оптимизации» налогооблагаемой базы клиентов. Ну и для собственного обогащения. Яркий пример: в 2002 году излишняя сложность российского налогового законодательства привела к появлению «упрощенной системы налогообложения» (УСН). А сегодня УСН «эффективно» используется консалтинговыми фирмами для ухода от налогов. Они попросту предлагают своим клиентам формально дробить бизнес, благодаря чему последние нередко добиваются снижения налоговых отчислений в несколько раз.

Не случайно тот же Костальгин стоит за УСН горой. Недавно он высказался против предложения лишить права на УСН продавцов топлива и организаций, созданных на базе ликвидированных или реорганизованных обществ. Категорически возражает Костальгин и против ликвидации схемы, при которой часть сотрудников юрлица оформляются на работу в дочернее предприятие, работающее на упрощенном режиме налогообложения. Таким путем организации экономят на уплате страховых взносов. Но Костальгин назвал эти инициативы «наступлением на предпринимателей». А какой еще реакции можно ожидать от налогового консультанта, для которого УСН – один из основных источников дохода?

Костальгин не только рекомендует эту схему своим клиентам, но и использует ее для ведения собственного бизнеса. Он является руководителем трех компаний: ООО «Таксэдвзиор», ООО «Таксправо.ру» и ООО «Налоговый портал». В 2011 году «Таксэдвзиор» заработал более 15 млн. рублей. Судя по информации, представленной на корпоративном сайте, компания занимается разными видами консалтинга: разрабатывает системы налогового учета и учетные политики, а также проводит налоговый аудит и оценку бизнеса. Причем, все это она делает для клиентов из совершенно разных сегментов: нефтегазового и металлургического секторов, организаций связи, некоммерческих организаций и лизинговых компаний. При этом в штате «Таксэдвизор», по данным нашего источника, числится неправдоподобно мало сотрудников – всего 10 человек. Можно было бы назвать этих «десять негритят» налоговыми титанами, а их руководителя – истинным аскетом, если не знать, что все компании платят налоги по УСН – всего 6%.

Выигрышное дельце

Ведя такую вот формально «упрощенную» деятельность, можно неформально сколотить приличное состояние. Наиболее прибыльной статьей доходов юридической компании Костальгина являются судебные споры. В справочной информации о компании, размещенной в Интернете, указываются суммы исков, по которым «Таксэдвизор» представлял своих клиентов - около 10 млрд. рублей. При этом победа не особо важна – главное, схватить «денежное» дело, а гонорар будет выплачен вне зависимости от его исхода в суде. Так, «профессионализм» «Таксэдвизор» в полной мере смогло оценить ОАО «ВЭБ-Лизинг». В судебном споре эту компанию представлял глава «Таксэдвизор». «ВЭБ-Лизинг», структурное подразделение Внешэкономбанка, одно из крупнейших на рынке, добивался возмещения НДС на сумму более 1 млрд. рублей. Тем не менее организация проиграла суды первой и апелляционной инстанций. В ходе судебного разбирательства было установлено, что «ВЭБ-Лизинг» пытался искусственно «нарастить» уплаченный НДС за счет увеличения числа участников сделки. В частности летом 2006 года компания заключила лизинговый договор с ООО «А-Транс», для которого она закупила выгоны-платформы у ООО «Бета ТЭК» по цене в разы превышающей первоначальную. К примеру, партия из 180 вагонов, стоившая $4,7 млн. покупателю досталась уже за $10,9 млн. Еще обнаружилось, что подписывавший договоры аренды вагонов представитель «Бета ТЭК» был убит чуть ли не накануне начала реализации сделки. Суть мошенничества сводилась к тому, что «Бета ТЭК» была привлечена не только в качестве продавца, но и в качестве компании, на которую возлагались обязанности по дооборудованию и модернизации вагонов - на основании дополнительных соглашений с «ВЭБ-Лизингом». Стоимость этих работ включалась в фактическую стоимость вагонов, из-за чего она значительно превысила цифру, заявленную в договорах купли-продажи. Также выяснилось, что вагоны вообще не нуждались ни в каком ремонте, а деньги на него в сумме 2,3 млрд. рублей, которые перечислила «Бета ТЭК», по цепочке многочисленных «однодневок» растворились на иностранных счетах.

Пиар, пиар…

При всей своей неоднозначности эпизод с «ВЭБ-Лизинг» стал одной из самых ярких иллюстраций «упрощенной» деятельности Костальгина и его «Таксэдвизор». Успешной она выглядит только на словах или в Интернете. Публичность – весьма действенная приманка для богатых неплательщиков или махинаторов с возвратом НДС. Только рассчитывать на «Таксэдвизор» им не стоит – об уровне этой компании говорят последние заявления Костальгина в СМИ против перевода налогового документооборота в электронный вид. Костальгин, который «работал с 10 миллиардами», утверждает, что электронный документооборот «по сути ничего не меняет» и что «в любом случае это огромное количество бумаг, но уже в электронном виде». В то время как на сегодня существует более 12 разных способов в электронном виде подать документы в Пенсионный фонд, налоговую инспекцию и Фонд медицинского страхования.

Пытаясь сохранить последних клиентов, Дмитрий Костальгин продолжает уповать на метод трансфертного ценообразования. Но, опять-таки, не в судах, а в Интернете. Недавно на портале «Таксправо.ру» юрист опубликовал статью под названием «Закон о трансфертных ценах: налоги можно не платить?» с подзаголовком: «Несмотря на угрозы российских властей, крупным холдингам ничего не мешает выводить прибыль из-под налогообложения». А некоторым налоговым консультантам – выводить прибыль «из-под клиента». Но это даже к лучшему – при таком низком уровне налогового консалтинга очень скоро стоит ожидать бюджетного профицита.

Полная версия