Приватизация с бензиновым душком
В недалеком будущем российские автолюбители, вероятно, столкнутся с дефицитом бензина.
Как такое стало возможно в ведущей нефтедобывающей стране мира, разбирается известный экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в своей новой статье.
Поводом для беспокойства стал недавний материалы в СМИ , где со ссылкой на анонимный источник, приводятся расчеты Федеральной антимонопольной службы, согласно которым к 2015 году дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с нынешним годом, составив 3,7 млн тонн.
Производство топлива упадет из-за того, что нефтеперерабатывающие компании не успевают произвести модернизацию для выработки новых сортов топлива, а реализация старых сортов будет объявлена вне закона. Ведь с 1 января нынешнего года в России вводится запрет на продажу низкокачественного бензина стандарта «Евро-2», с 2015-го - «Евро-3», а с 2016 года - и «Евро-4». Любопытно, что планы модернизации отрасли были разработаны еще в 2011 году, однако воплотить их в жизнь до сих пор не удалось, поскольку антимонопольщики не согласовали технический регламент, без которого приступать к модернизации нельзя. «Насколько можно понять, ФАС почти полтора года искусственно тормозит модернизацию отрасли, - а теперь сама же начинает бить тревогу по поводу грозящего из-за этого дефицита. Зачем это надо ФАС?» - задается вопросом Делягин. И сразу же находит ответ. По мнению известного экономиста, странное поведение антимонопольной службы объясняется тем, что она «полностью манипулируема «высшими силами», прежде всего, профильным для нефтяной отрасли вице-премьером Аркадием Дворковичем». Интрига заключается в том, что три четверти предсказанного ФАС недопроизводства бензина приходится на государственные компании. А как поступать с неэффективными госкомпаниями, хорошо известно еще со времен «дикой приватизации» - их нужно приватизировать и передать в руки «эффективных менеджеров».
«При формальном нахождении вопросов приватизации и конкуренции в ведении Шувалова весьма вероятно, что нефтяная отрасль представляет собой жгучий интерес и для бурно развивающегося бизнеса, связанного, по сообщениям СМИ, с «восходящей звездой» либерального клана вице-премьером Дворковичем», - делает вывод Михаил Делягин.
При таком раскладе становится понятно, зачем ФАС привлекает внимание к собственным недоработкам, да еще используя для этого столь громкую тему, как дефицит бензина. Мнение армии российских автолюбителей легко склонить в сторону новой приватизации, показав пальцем на «неэффективные госкомпании», которые якобы не смогли «перестроиться» и своевременно наладить выпуск качественного бензина.
Получается, что антимонопольная служба успешно тормозит модернизацию всей российской нефтеперерабатывающей отрасли. А если вспомнить, что ее продукция идет не только на внутренний рынок, но и на экспорт, то выходит, что антимонопольщики еще и снижают конкурентоспособность российских компаний на международных рынках. При этом предлагая справляться с кризисом недопроизводства качественного бензина путем закупки топлива за рубежом, в Казахстане, Белоруссии и странах Европы. Удивительная складывается картина - российская федеральная служба, продвигает интересы определенной бизнесс-группы, мешающей развитию российских нефтепереработчиков.