Закон запретит в России продажу низкокачественного бензина «Евро-2», но не его производство
В России 1 января 2013г. начнет действовать запрет на оборот топлива экологического класса «Евро-2». Однако техрегламент, хотя и запрещает продажу некачественного бензина, его производство не ограничивает, пишет РБК. В связи с этим, эксперты опасаются, что низкокачественный бензин останется на внутреннем рынке. Вместе с тем, по мнению специалистов, у крупных нефтеперерабатывающих компаний с собственной сетью автозаправок, проблем с переходом на «Евро-3» не будет. Эксперты считают, что теперь автомобилистам стоит ждать угрозы со стороны мелких АЗС, где они могут получить некачественное топливо.
По мнению эксперта информационно-аналитического портала НГФР Дениса Захарова, «действительно, правительство запрещает продажу топлива «Евро-2», но при этом сохраняет возможность его производить. Понятно, что это топливо где-то будет продаваться. Можно предположить, что увеличится объем продаж контрафактного топлива. То есть оно будет уходить на те АЗС, которые меньше следят за качеством: вероятно, в небольшие сети». По его словам, возможен и другой вариант: оно будет смешиваться с более высококачественным топливом, реализовываться будет эта смесь. «Вообще в России - люди со смекалкой, и я думаю, что придумают, что делать с низкосортным топливом, но уж точно не будут выливать его в канаву. Оно где-то будет продано, а уж как именно, узнаем через неделю», - подчеркивает Д.Захаров.
И, действительно, как отмечает «АиФ», выдать бензин одного экологического класса за другой очень просто. Например, для этого достаточно закупить минимальную партию Евро-3, обзавестись под неё соответствующими документами - и путь свободен. Что будет подмешано в продаваемый продукт зависит уже от «энтузиазма и фантазии того или иного автозаправщика. При этом, серьёзного наказания за это не предусмотрено, логично предположить, что такие нарушения могут стать популярными.
Часть российских производственных мощностей (всего около 3%) модернизацию на данный момент не прошли и продолжают выпуск старых бензинов. 3% - это немного в масштабах страны, однако эти три процента составляют примерно миллион тонн топлива в год, сообщает издание Regnum.
В тоже время, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) проблем с переходом на Евро-3 не видят: почти все крупные производители Евро-2 уже не выпускают. В «Газпром нефти» сказали, что на топливо классов Евро-4 и Евро-5 компания переходит со следующего года. ЛУКОЙЛ давно производит бензин и дизель только Евро-4 и Евро-5. ТНК-ВР также увеличивает объем топлива этих классов. В «Роснефти», к которой было больше нареканий по срокам модернизации заводов, говорят, что компания готова к выполнению Техрегламента. «Приоритет компании - в положенный график обеспечить модернизацию НПЗ. Соответственно, никак задержек с нашей стороны в этом вопросе не будет»", - отметил глава департамента информации и рекламы «Роснефти» Владимир Тюлин.
По мнению экспертов, крупные нефтеперерабатывающие компании, с собственной разветвленной сетью автозаправок и устоявшимся брендом, экономить, продавая некачественный бензин, не станут. Потери от работы по новому законодательству при общем объеме производства и продаж для них представляются минимальными, тем более что все серьезные компании давно уже перепрофилировали свои НПЗ на производство горючего стандартом не ниже «Евро-3». С другой стороны, в случае «прокола» крупные компании неизбежно столкнутся с конфликтом с государством, в чем они, очевидно, крайне не заинтересованы, ведь это означает огромные убытки, которые не идут ни в какое сравнение с мизерной прибылью от «контрабанды».
По мнению Дениса Захарова, угрозы стоит ждать скорее со стороны мелких сетей АЗС. Действительно, простора для махинаций намного больше у мелких торговцев, для которых вышеприведённых сдерживающих факторов не существует, а законных способов значительно снизить розничную цену на бензин - просто нет. Отсюда вывод: если продавец на неизвестной заправке предлагает дешёвое топливо - значит, он так или иначе «оптимизирует затраты» описанным выше способом, пишет Regnum.
Опрос, проведенный сообществом «Нефтянка» в Facebook, также показал, что большинство экспертов и простых автовладельцев считают, что старым топливом будут торговать в мелких сетях АЗС под видом более качественных Евро-3,-4 или -5.
Причём никаких гарантий, что на подмес идёт всё же более-менее пристойный Евро-2, нет. В стремлении сэкономить на частных заправках можно будет нарваться и на более «экзотическую» смесь - что-то вроде продукции кавказских подпольных заводов, которую и к бензину-то можно отнести лишь условно. А уж какая марка бензина будет указана на вывеске частника - зависит, опять же, только от его фантазии. Никакой связи с реальным содержимым бензоколонки этот «бренд» иметь не будет.
Решать данную проблему, по мнению участников рынка, необходимо с помощью государства, пишет РБК. В частности, необходимо поправить недоработанный закон, полностью запретив не только продажу, но и производство бензина классом ниже «Евро-3». В этом случае волна контрафакта пойдет на убыль.
Ранее ряд ведомств предлагал снова перенести сроки перехода на следующий экологический класс топлива. В частности, Федеральная антимонопольная служба говорила о целесообразности переноса запрета на полгода в связи с невыполнением некоторыми НК обязательств по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Замглавы ведомства Анатолий Голомолзин рассказал, что несколько компаний попросили продлить срок использования «Евро-2» «на год или даже на три». Как считает, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачёв, «в России такие вопросы надо решать радикально, оставить, может быть, возможность производства какого-то количества для специальных целей, например, для армии, но не для экспорта».
Впрочем, пока это лишь отдельные высказывания и планы на будущее, в то время как миллионам обычных автовладельцев, столкнувшись с недоработанным законом, придется искать выход из сложившейся ситуации совсем скоро – с вступлением запрета на оборот топлива экологического класса «Евро-2». Очевидно, что решение тут может быть одно – внимательнее подходить к выбору АЗС, отдавая предпочтение проверенным брендам крупных компаний.