Эксперты: Дворкович проводит приватизацию в интересах новой олигархии
Газета «Московский комсомолец» публикует колонку своего постоянного эксперта, директора Института глобализации и социальных движения (ИГСО) Бориса Кагарлицкого, посвященную новому этапу приватизации госимущества.
Кагарлицкий, анализируя начавшуюся осенью новую волну распродажи государственных активов, знаменем и политическим двигателем которой выступает вице-премьер Аркадий Дворкович, прямо называет стартовавший процесс «ненужной приватизацией». Что характерно, левый по своим взглядам социолог Кагарлицкий, обосновывая ненужность на данном этапе массовой распродажи госактивов, ссылается на мнение коллег-экспертов традиционной либеральной ориентации, которые – удивительно! – придерживаются на этот раз идентичного с ним мнения.
Так, пишет Кагралицкий, недоумение нынешний этап приватизации вызывает у директора Института народно-хозяйственного прогнозирования академика Виктора Ивантера, замдиректора Института естественных монополий Александра Григорьева «и даже в Институте Гайдара (!) эксперт Сергей Жаворонков не видит большого смысла в подобном начинании».
А директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в своем блоге дает жесткую оценку профессиональным качествам вице-премьера. «Накануне кризиса 2008 года он заявил: «акции российских компаний… недооценены, поэтому РТС и ММВБ вырастут в ближайшие недели и месяцы». Индексы упали соответственно в 3,5 и 2,9 раза. Дворкович в сентябре 2008 года отрицал наличие кредитного кризиса, в ноябре обещал, что «бюджету не угрожает дефицит в ближайшие месяцы, и даже в случае его появления экономика продолжит расти высокими темпами», а в декабре сулил 2-процентный рост ВВП в 2009 году. На деле дефицит федерального бюджета составил 6,0% ВВП, а спад ВВП - 7,8%.
А в феврале 2009 года Дворкович официально объявил о полном преодолении кризиса буквально накануне его завершающего удара», – пишет экономист в своей статье «Трагедия либерального таланта».
Борис Кагарлицкий еще раз обращает внимание на уже случившиеся малообъяснимые решения и приводит примеры из опубликованного на сайте ИГСО доклада «Ненужная приватизация: разоружение перед кризисом» (): так, на продажу части акций Сбербанка по заниженной цене. Крупнейший государственный банк уже продал 7,58% своих активов. Цена предложения составила 93 р. за акцию, хотя в 2008 году акции продавали по 110 р., а в 2011-м, когда цена восстановилась после кризисного падения, за 109 рублей. Новые владельцы активов остались неизвестными, выручка же, как выразился предельно откровенно зампред ЦБ Сергей Шевцов, «пойдёт в печку». «Государство, оказывается, приватизирует свою собственность не ради получения дохода, а ради уменьшения денежной массы! – жестко обозначает момент Кагарлицкий. - В бюджет 2012 года от продажи Сбербанка не поступит ни копейки. Происходит это в то самое время, когда правительство «оптимизирует» расходы на здравоохранение и образование, мотивируя свои решения недостатком средств!»
Причем, отмечает директор ИГСО, хотя Сбербанк и не станет частным, госдоля в нем будет вскоре дополнительно размыта за счет допэмиссии акций. Схожую судьбу Кагарлицкий и эксперты его института прогнозируют и самому лакомому приватизируемому куску госсобственности – энергетическим активам. Напомним, до 2016 года запланирован выход государства из уставных капиталов «РусГидро», «Зарубежнефти», до 75% (+1 акция) останется у государства в «Транснефти» и «ФСК ЕЭС». В 2013 году планируется начать продажу акций «Роснефти». Назначены к приватизации правительством Медведева и доли в транспортных, банковских и сельхозактивах государства.
В ранее упоминавшийся статье Михаил Делягин, приводит еще один пример деятельности высокопоставленного чиновника, речь идет о холдинге «Сумма» братьев Магомедовых. «Она получила 50%-1 акцию «Объединенной зерновой компании», отвечающей за все фонды зерновых интервенций России, - после загадочного отстранения своих конкурентов от конкурса. 2005 году структуры Зиявудина Магомедова купили бывший «Якутгазпром» примерно за 620 млн.руб., – а сейчас «Сумма», по сообщениям, намерена продать его за 1 млрд.долл. Якутии, на которую «сильно давят». Информация об этом появилась как раз после визита Дворковича.
«Сумма» отметилась в реконструкции Большого театра: вместо 3 лет она затянулась на 6, проектные работы подорожали в 16 раз, одна и та же деятельность по подготовке документов оплачивалась трижды, а качество «дагестанского возрождения» ужаснуло артистов и зрителей.
Неуязвимая «Сумма» поучаствовала и в подготовке к саммиту глав АТЭС во Владивостоке. Даже тишайшая Счетная палата обнаружила хищение более 15 млрд. руб., а президент Путин признал: саммит проходит «на стройке».
Сейчас «Сумма», опираясь, похоже, на правительство Медведева, намерена получить подряд на реконструкцию столичных «Лужников» – в обмен на их передачу в собственность», пишет Михаил Делягин.
Кагарлицкий, ссылаясь на доклад института ИГСО, презентованный на днях, отмечает, что Аркадий Дворкович в годы президентства Дмитрия Медведева «принимал активное участие в создании «личного» пула бизнесменов, связанных с главой государства».
Среди таковых он упоминает Михаила Абызова, Сулеймана Керимова, Ахмеда Билалова, Игоря Юсуфова и некоторых других. «За эти годы суммарные капиталы близких к нему предпринимателей возросли до 50 млрд. долларов», полагает Кагарлицкий. «Приватизация дает его (Дворковича) друзьям отличные возможности в очередной раз укрепить свои позиции на рынках», уверен он. Кагарлицкий напоминает об известном августовском 2012 года письме Аркадия Дворковича президенту Путину, опубликованном в «Ведомостях», где он перечислил подлежащие приватизации госактивы и высказал просьбу поручить ему «исполнение названных мероприятий».
«По сути, государство должно будет субсидировать заранее очерченные коммерческие круги, теряя важные источники пополнения бюджета и механизмы воздействия на ситуацию в экономике. Корпорации, в капитале которых всё ещё участвует государство, играют важную роль в развитии экономики, помогая поддерживать спрос на отечественном рынке, – подытоживает тему Кагарлицкий в «МК». - Беда в том, что государство не только не получит от продажи активов значительных выгод, но и будет обезоружено перед новой волной глобального кризиса».