Глава «Миэль» Куликов рассказал об истории невозврата кредита «Росбанку»
На днях «Коммерсантъ» опубликовал интервью с главой риэлтерского холдинга «Миэль» Григорием Куликовым. Компанию последние полгода преследуют неудачи. О «Миэле» СМИ немало писали летом, когда группа инвесторов поселка «Барвиха-Вилледж» на Рублевке, так и не дождавшаяся обещанных коттеджей, подала на менеджеров компании заявление о возбуждении уголовного дела.
Следователи не заставили себя долго ждать: летом прошли обыски и выемки документов в офисах компаний холдинга, которые были приобщены к материалам уголовного дела о мошенничестве со стороны «неустановленных лиц из числа менеджмента» «Миэль». Сам Куликов в то время находился в Латвии. В настоящее время в арбитражном суде Москвы рассматриваются несколько дел по банкротству структур «Миэля», сообщают РИА Новости.
Причем, тема банков для Куликова – наиболее болезненная. Как можно заметить из интервью «Ъ», глава «Миэль» в общении с крупнейшими инвесторами (Росбанк, Сбербанк, Абсолют-банк), как шахматный гроссмейстер, придерживается собственной стратегии.
Так, Куликов разъяснил «Ъ», что взятый у «Росбанка» в 2007 году кредит в 20 млн. долл., в результате чего земля под коттеджным поселком «Барвиха-Вилледж» оказалась в залоге у банка, был недостаточен для завершения постройки поселка. Напомним, сейчас, если судить по интервью Куликова и репортажу НТВ, комплекс на Рублевке «Миэлем» достроен на 40%. Вину он возлагает на мировой финансовый кризис. Не помогло и то, что структуры Куликова собрали с частных инвесторов, дополнительно к кредиту Росбанка, почти 60 млн. долл. Всей суммы, по оценке главы «Миэль», было «достаточно, чтобы завершить отдельные дома, но недостаточно, чтобы построить весь поселок». Получается, что для строительства сотни типовых коттеджей 80 миллионов долларов не достаточно.
Такая позиция г-на Куликова не может быть понята и пострадавшими дольщиками «Барвихи». Так, заявитель по делу г-н Андреев пояснил, что инвесторами были оплачены 100% стоимости коттеджей, и «при таких условиях все утверждения «Миэля» о каких-то внешних факторах для нас выглядят неубедительно. Со слов Куликова получается, что наши деньги пошли не на строительство домов, не на исполнение обязательств перед нами, а на покупку какой-то земли на Киевском шоссе».
Как утверждает Куликов в интервью «Ъ», взятый в «Росбанке» кредит был сразу же переведен на некое ООО «Учебный центр М», принадлежавшее доверенному лицу экс-партнера «Миэль» Наталии Тихоновской. «Сегодня я понимаю, что Тихоновская уговорила бывшего гендиректора ЗАО «Миэль - загородная недвижимость» Савелия Орбанта переуступить кредит ее структуре», сокрушается Куликов. Соответственно, на строительство пресловутого поселка на Рублевке эти средства не пошли – он тогда еще не начинал строиться, утверждает он. Между делом Куликов ясно дает понять, что сам он лично не знал о том, что его структуры и люди берут какой-то кредит в «Росбанке», а тем более, о том, как именно расходовались эти средства. Так, в интервью он заявил: «C этим кредитом случилась очень занятная история, о которой я узнал совсем недавно».
Так, помимо банка оказались «виноваты» Савелий Орбант и Наталия Тихоновская. Это отмечает и журналист «Ъ»: «создается ощущение, что вы все промахи просто списываете на топ-менеджмент». Орбант давно отстранен от бизнеса «Миэля» и живет в Израиле, а Тихоновская совместно экс-сотрудницей холдинга Марией Литинецкой создала свой собственный проект – «Метриум групп».
При этом, маловероятно, что уход денег со счетов Куликова на чужую фирму осуществлялся без его ведома. Сумма заметная. Однако, теперь глава «Миэль» заявляет, что «не знает», были ему возвращены эти деньги или нет: «документов по возврату этого кредита в архивах холдинга нет и найти их его менеджеры не могут». Для того, чтобы понять это, достаточно получить выписку из банка, о чем Куликов почему-то умалчивает. Мало того, чтобы запросить выписку, не нужны никакие документы.
Взаимоотношениям Куликова и «Росбанка» посвящена основная часть интервью. По сути, глава холдинга «Миэль» возлагает на банк ответственность за неудачи в проекте «Барвиха-Вилладж». Он неоднократно прямо говорит: мы бы достроили «Барвиху-Вилледж», даже и после кризиса, если бы не упрямая позиция менеджмента банка, взявшего курс на отказ от дальнейшей кредитной поддержки проекта. Банк, по его словам, отказался от дополнительного кредитования структур «Миэля» до тех пор, пока не будет выплачен основной кредит, либо предоставлен адекватный по стоимости залог. Куликов предложил банку дисконт в 50% кредита, однако, «Росбанк» почему-то отказывается от столь «выгодного» предложения главы холдинга.
Причина, как предполагает Куликов, в том, что «Росбанк» вошел в крупную западную банковскую группу и теперь сидящие в Париже менеджеры-консерваторы не желают рисковать, а прямолинейно следуют инструкциям. «Пока Росбанк не согласится на коммерчески разумные условия вхождения нового инвестора в этот проект, ситуация будет находиться в тупике, - говорит он. - Пока мы не договоримся, будет тянуться длинная и нудная процедура банкротства». Но такой подход вызывает недоумение: действительно, почему «Росбанк» обязан продолжать кредитовать проект Куликова или соглашаться на дисконт в 50%? Впрочем, как утверждает глава «Миэля»: «Есть большое количество банков, которые достаточно быстро дисконтировали свои права требования на 60-70%»
Такие смелые бизнес-идеи достойны войти в анналы серии «Как стать миллионером за 1 доллар» - надо просто взять в банке кредит, а потом предложить вернуть только половину. По сути, интервью Григория Куликова оставляет ощущение, что глава Миэля не считает невозврат кредита такой уж большой проблемой, и по большому счету возлагает всю вину на неудачи в своем загородном бизнесе именно на банк.