«Ростелеком» продвигает новую идею – перевод электронного правительства на «ростелекомовскую» же «облачную» платформу.
Об этом пишет издание Росбалт.
Оператор утверждает, что в таком случае центру и регионам не придется тратиться на приобретение дорогостоящего оборудования для создания центров обработки данных, лицензий или разработки программного обеспечения, а также на зарплаты IT-специалистам. По словам вице-президента «Ростелекома» Алексея Нащекина, «если государство решит использовать для информатизации работы органов облачную платформу компании, то экономия может составить до 1 трлн рублей».
Бывший замминистра связи, глава Фонда информационной демократии Илья Массух считает, что экономический эффект будет намного скромнее. Генеральный директор отечественной компании «ПингВин Софтвер», специализирующейся на создании и внедрении решений на свободном программном обеспечении, Дмитрий Комиссаров также уверен, что триллион – цифра сильно завышенная («просто весь российский IT-рынок – это 600 млрд руб.»), хотя согласен, что миллиарды сберечь для казны будет можно.
С расчетами эффективности внедрения «ростелекомовских» «облаков» правительство пока не ознакомилось, как, впрочем, и Минсвязи. Тем не менее, в СМИ появилась информация о том, что «Ростелеком» уже потратил на создание собственного «облака» около $42 млн, $10 млн из них пошли на закупку аппаратного обеспечения, а $32 млн – на приобретение лицензии у американской компании VMware. При этом в России есть свои разработчики. Та же «ПингВин Софтвер». Компания успешно занимается разработкой и внедрением облачных платформ, и ее опыт, как и других представителей российского IT-рынка, мог бы быть полезен в создании ПО для электронного правительства.
Говоря о мифическом триллионе для государства, Нащекин не сказал самого главного – сколько бюджет будет платить самому «Ростелекому», у которого есть частные акционеры, за использование его «облака». О том, что электронное правительство для руководства оператора – это всего лишь бизнес, который должен приносить прибыль владельцам компании, в СМИ заявлял сам Нащекин. Поэтому очевидно, что бюджетные траты будут существенными. Эксперты объясняют, что пользование подобными программами оплачивается по факту, и если, к примеру, облачное хранилище привязано к документообороту, то его стоимость для компании может составлять несколько миллионов рублей в год. Многое зависит от количества пользователей, подключенных к обмену. Тогда цена может составить и десятки миллионов.
Облачной платформой «Ростелекома» еще никто не пользуется, ее, по сути, не существует, но, по информации участников рынка, оператор уже озаботился приобретением площадки для ее создания, которую он будет наращивать под нужное количество сервисов, т.е. докупать программное обеспечение. Российские компании-разработчики ПО надеются, что они тоже смогут поучаствовать в этом процессе. К тому же, по словам специалистов, это будет гораздо дешевле. Однако «Ростелеком» почему-то обращается в первую очередь к американской компании VMware. Чрезвычайно щекотливый момент, заставляющий думать не только о такой российской особенности как откаты. Ведь «облако» — это хранилище данных как отдельных граждан, так и государственных органов. Чтобы перенести информацию государственной важности на общий сервер, потребуется согласование с компетентными органами. А национальный оператор предлагает отдать эти данные в управление иностранной компании, несмотря на то, что в России есть свои разработчики. К слову, сами американские эксперты выступают против перехода Минобороны США на «облако», потому что уверены – Пентагон станет уязвим для кибератак.
Впрочем, под колпаком у американцев наше электронное правительство если и окажется, то нескоро. Внедрение системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ), за которую, кстати, отвечал Нащекин, должны были завершить, по прямому указанию тогдашнего премьера Владимира Путина, к 1 июля 2011 года на федеральном уровне и к 1 июля 2012 года на региональном. Однако сегодня госструктуры обмениваются документами по старинке. Даже для продвинутых регионов эффективный, с точки зрения экономии, как заявляло прежнее руководство Минкомсвязи во главе с Игорем Щеголевым, переход на электронный документооборот оказался неподъемным.
«Ростелеком» настаивал на том, чтобы его услуги по внедрению региональных СМЭВ местные администрации оплачивали сами. Но выставил настолько завышенные тарифы, что они оказались большинству регионов не по карману. Например, как рассказывала вице-премьер правительства Ульяновской области, министр информационных технологий Светлана Опенышева, перевод одной услуги силами «Ростелекома» обходится региональному бюджету в 770 тыс. руб. Регионы собрали все свои замечания и предложения по этому поводу и направили вице-премьеру правительства РФ Владиславу Суркову. Он поручил главе Минсвязи Николаю Никифорову взять под личный контроль реализацию госпрограммы «электронное правительство». А в начале декабря Никифоров заявил, что с 2013 года министерство берет на себя вопрос финансирования подключения регионов к электронному правительству. То есть субъекты Федерации смогут пользоваться системой бесплатно, а расплачиваться с оператором, который является единственным подрядчиком по электронному правительству, будет министерство за счет средств, выделяемых на госпрограмму «Информационное общество».
Однако «Ростелеком» попытался решить финансовый вопрос по-другому, разослав по регионам сообщение о том, что услуги комплексного сервиса региональной инфраструктуры электронного правительства должны оплачиваться за счет средств из их бюджетов. А член Совета Федерации Руслан Гаттаров в своем письме в Минсвязи даже опасался, что в случае, если до нового года регионы не заплатят «Ростелекому», возникнет опасность отключения электронного правительства в субъектах РФ. Сообщение «Ростелекома», противоречащее заявлениям министра, многие восприняли как угрозу. Это и понятно – оператор рассчитывал собрать с регионов, по его же расчетам, 1,2 млрд руб.
Сегодня «Ростелеком» подвергается постоянной критике. Ее авторами выступают не только правительственные чиновники, но и силовики. У последних претензии — к миноритарному акционеру «Ростелекома», владельцу 10-процентного пакета акций, инвестфонду Marshall Capital Partners, подконтрольному Константину Малофееву. Как известно, бизнесмен выступает свидетелем по делу ВТБ – расследуется факт мошенничества с кредитом в $230 млн, выданным компании, которую банк считает аффилированной с Малофеевым. Во второй половине ноября в рамках уголовного дела были проведены обыски у самого бизнесмена, а также у Александра Провоторова, бывшего топ-менеджера Marshall Capital. После этого акции «Ростелекома» упали в цене. Кроме того, недавно СУ СК по Смоленской области возбудило уголовное дело по статье «воспрепятствование осуществлению избирательных прав», связанное со скандалом во время выборов в один из местных сельсоветов, на которых победил Малофеев. За день до выборов регистрация бизнесмена кандидатом по решению суда была аннулирована за подкуп избирателей. Однако позже другой суд отменил данное постановление.
Понятно и желание «Ростелекома», в котором, кроме кресла гендиректора, ряд других ключевых постов также принадлежит бывшим сотрудникам Marshall Capital, зарабатывать и где возможно не упускать выгоду. В этом, прежде всего, заинтересованы миноритарии компании, рассчитывающие на дивиденды, в частности, самый крупный из них – Константин Малофеев. Поэтому логика, по которой живет госкомпания под управлением менеджеров из Marshall, понятна – только зарабатывать. Правда, в погоне за прибылью важно не допускать серьезных ошибок и просчетов. Пример тому – ситуация с Малофеевым, для которого мандат депутата сельсовета должен был стать трамплином в Совет Федерации, но не стал, в том числе из-за скандала с подкупом избирателей. Так и в случае с единой облачной платформой made in USA — для всего российского электронного правительства.