Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Внуково оставят на обочине?

Иностранный авиаоператор обратился с письмом в транспортную прокуратуру России в связи с фактами вымогательства при обслуживании бизнес-рейсов в аэропорту Внуково.

Об этом сообщает Агентство Политических Новостей.

Подмосковный аэропорт стал заложником VIP-пассажиров, обслуживание которых не позволяет нарастить объемы пассажиропотока. В итоге перспективное предприятие может стать лишь промежуточной «станцией» на пути к калужскому аэропорту «Ермолино», который Дмитрий Медведев предложил включить в состав московского авиационного узла. На первый взгляд, калужский аэропорт Ермолино имеет менее выгодное, нежели подмосковное Внуково, так как находится в 89 км от столицы. От Внуково же расстояние до Москвы составляет всего 29 км, что делает его особенно привлекательным для VIP-пассажиров, привыкших пользоваться услугами бизнес-авиации. Парадоксально, но именно выгодное расположение аэропорта Внуково и усиленная любовь к этому аэропорту VIP-пассажиров может свести на нет рост пассажиропотока, который по всем прогнозам ожидает московский авиационный узел в ближайшие годы.

Аэропорт на протяжении последних лет приобрел устойчивую репутацию воздушной гавани, лучше всего приспособленной для приема и отправки самолетов бизнес-авиации. Убедительнее всего об этом говорит статистика – по состоянию на июль уходящего года количество взлетов и посадок воздушных судов деловой авиации на 60% превысило аналогичные показатели 2011 г. и составило 2600 взлет-посадок в месяц. Для сравнения – в аэропортах Домодедово и Шереметьево этот показатель составляет 800 и 300 взлет-посадок соответственно.

Как бы там ни было, но возможно, что именно «нацеленность» Внуково-3 на оказание услуг VIP-персонам стала причиной того, что аэропорт традиционно оказывается в стороне от программ по развитию московского общественного транспорта. Так, главный инженер НИиПи Генплана Москвы Михаил Крестмейн еще в июле заявлял, что продление московского метрополитена до аэропорта «Внуково» маловероятно, не является приоритетом и теоретически возможно лишь после 2020 г. да и то при условии серьезного роста пассажиропотока. Ну а 19 ноября в корпоративной газете ОАО «РЖД» «Гудок» появилось интервью вице-президента компании Вадима Морозова, в котором он поясняет, что предложение калужского губернатора о присоединении Ермолино к московскому авиационному узлу может быть реализовано при условии строительства дополнительных путей на Киевском направлении. В итоге пассажиропоток направится в Калужскую область, минуя «элитный» аэропорт Внуково-3 на аэроэкспрессах.

Примечательно, что и для самих пассажиров бизнес-джетов привлекательность «Внуково» состоит лишь в близости к Москве. Дело в том, что хэндлингом, или наземным обслуживанием, самолетов бизнес-авиации в аэропорту занимается компания ВИППОРТ, сообщает АПН, взаимодействующая с компанией «РусАэро». Главным результатом взаимодействия компаний можно считать то, что услуги компании ВИППОРТ обходятся внуковским VIP-пассажирам в 5000 евро. Для сравнения: в Домодедово и Шереметьево расценки на порядок ниже и составляют 2800-2900 евро на тот же тип воздушных судов. При этом, ВИППОРТ, имея гигантские доходы, каждый год исправно показывает минимальную прибыль, а то и небольшой убыток, пишет АПН. Еще одним важным аспектом деятельности ВИППОРТа является конкурентная борьба, жертвами которой становятся… пассажиры бизнес-джетов. Стоит им по незнанию заказать борт через конкурентов «РусАэро», как начинаются задержки и проволочки в обслуживании самолета.

Конкурентная борьба ведется разными способами: можно заставить пассажиров от «конкурентов» ждать по нескольку часов приема уже прилетевшего борта, сославшись на отсутствие трапов. Можно «поставить компанию на деньги»: стоимость временной стоянки в порту давно уже превысила пределы разумного, а если пустое судно захочет улететь, спецпрайс для него – 3000 евро, что просто невозможно ни в каком другом порту мира. Можно выкручивать руки клиенту, торгуя слотами (временными промежутками прилёта-вылета) – предлагая лучшее и удобное время своим и отказывая в принятии борта в запрошенное время «чужим». При этом сам оператор не имеет возможности манипулировать временем, эта деятельность находится в юрисдикции самого аэропорта. Но имея в акционерах совладельца Внуково, «Виппорту» это не составляет особого труда, пишет АПН.

На днях, одна европейская авиакомпания обратилась с письмом в транспортную прокуратуру России. В письме говорится, что самолет компании, выполнявший 1 июня 2012 года рейс Брюгге-Москва-Рига, столкнулся с требованием дополнительной платы за обслуживание рейса. со стороны ряда российских служб и компаний в аэропорту Внуково.

В США федеральные законы запрещают эксплуатацию аэропорта, если на его территории есть только одна обслуживающая компания, занимающая монопольное положение. Российская реальность на примере взаимодействия ВИППОРТа и «РусАэро» говорит о том, что подобными неспортивными приемами можно успешно зачищать рынок не только на территории аэропорта, но и далеко за ее пределами. В профессиональном сообществе многие считают, что именно с помощью «фокусов» сотрудников ВИППОРТ практически лишились доступа к рынку деловой авиации такие компании как «СтримЛайн» и «ИстЮнион». Еще недавно считавшиеся успешными, они стали стремительно терять клиентов, прошедших через «Внуково» хотя бы один раз.

Впрочем, подобное положение складывается не только во «Внуково». Компания «СтримЛайн», например, уже не раз сталкивалась с агрессией монополистов. В прошлом году в ответ на жалобу руководства компании ФАС признала, что ЗАО «Омский аэропорт» действительно злоупотребляло своим доминирующим положением.

«Стримлайн» столкнулся с сопротивлением обслуживанию своих рейсов не только в Омске, но и в других городах России (по информации ЗАО «Стримлайн ОПС», монополизация услуг по наземному обслуживанию деловой авиации имеет место быть в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Анапе, Геленджике). Еще раньше с рынка был выдавлен оператор деловой авиации «ИстЮнион».

Безнаказанность монополий в России приводит к совершенно диким случаям ущемления интересов пассажиров. Так в сентябре прошлого года в Сочи разгорелся очередной скандал, когда главе Роскосмоса Владимиру Поповкину не подали трап фактически из-за того, что рейс был заказан и оплачен через «СтримЛайн». В самолет высокопоставленный руководитель поднимался по стремянке.

По какому пути пойдет развитие Московского авиаузла выяснится очень скоро и, не в последнюю очередь, это будет зависеть от того, кто возьмет верх во Внуково − сторонники увеличения пассажиропотока за счет регулярных рейсов или собственники бизнес-терминала, монопольно извлекающие прибыль из крупнейшего московского порта.

Полная версия