Социологи и эксперты: «белая лента» оборвалась
Последние опросы общественного мнения показали стабилизацию политической обстановки в стране.
Об этом заявил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров на встрече доверенных лиц президента Владимира Путина с руководством администрации Кремля, членами правительства и парламентариями.
Анализируя ситуацию, эксперты отметили, что проблемы политики сегодня волнуют общественность меньше, чем раньше. Людей интересуют бытовые вопросы: о проблемах ЖКХ высказалось наибольшее количество респондентов. Затем идет здравоохранения, реформа образования и ситуация в пенсионной системе. В ближайшие годы, как следует из доклада, динамика роста, расширения и укрепления среднего класса выйдет на новый уровень. Будет получен класс людей, кровно заинтересованных в обеспечении, сохранении и поддержке стабильности, а так же в обеспечении динамичного экономического роста.
Все данные говорят о том, что общество устало от митингов, и хочет стабильности. Так, сегодня митинги «белоленточников» поддерживают 27% опрошенных, причем лишь 10% допускают возможность участия в них. Для сравнения, еще год назад уровень поддержки был куда выше – 40%. При этом треть россиян отмечают, что эти выступления им безразличны, а негативно воспринимают митинги оппозиции 35% (в прошлом году таких было меньше – 32%).
«Региональные выборы продемонстрировали усталость протестантов и разочарование «рассерженных горожан» в очевидном бесплодии «вождей», - пишет Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, в статье «Пришло время учиться у власти».
Отчасти виноваты в этом сами оппозиционеры, считают эксперты. «Градус политизированности снизился, и либеральные «вожди», уйдя с площадей в «уютные жежешечки», сделали себя посмешищем, проведя «выборы» в Координационный совет оппозиции так, что Чурову осталось лишь фольклорное «я не фальшебник, я еще только учусь». А затем был «слит» и этот «Совет», -- пишет Делягин. Общественно-политическая турбулентность, «белоленточное» кипение стихло. «Режим» и партия победили — и убедительно.
Однако значительную роль сыграла и эффективность государства, отмечает Делягин. И прежде всего – «элегантный пируэт», проведенный президентом, который сумел переиграть оппозицию на ее же поле.
К примеру, сколько насмешек вызвало обращение к рабочим «Уралвагонзавода»! А между тем, считает Делягин, это был грамотный тактический ход, не только превратившим московских либералов в «голых королей», но и обеспечивший власти необходимую опору электората.
Далее. Упрощение порядка регистрации партий не просто увеличивают их число, но и обостряют конкуренцию между ними. А внутривидовая борьба, как правило, острее межвидовой, отмечает эксперт.
В конечном итоге, выяснилось, что проклятия в адрес «партии жуликов и воров» тоже могут быть полезны, так напугав функционеров, что заставят их работать как следует в ходе борьбы за выживание.
Делягин отмечает также настойчивость президента в выполнении своих предвыборных обещаний: необходимые для этого изменения были внесены в проект бюджета, уже находившемся в Госдуме. А благодаря «перетряске» правительства, сегодня в России один из самых популярных министров обороны (Сергей Шойгу), первый за почти десятилетие профессиональный министр внутренних дел, второй за все время существования новой России профессиональный министр экономического развития. А известный сторонник постсоветской интеграции Сергей Глазьев стал личным помощником президента. Такая политика, естественно, вызывает живую поддержку заметной части населения, которая, по крайней мере, на время балансирует политическую ситуацию, отмечает эксперт.
«Итог «протестного года» очевиден: Путин своей стратегией вернул ситуацию к стабильности. Каким бы ни был «режим» относительно задач, стоящих перед Россией, — на фоне оппозиции он выглядит единственно вменяемым, а во многом и эффективным», -- заключает Делягин.
И это, как считает публицист Леонид Радзиховский, вполне закономерно: «Целый год лидеры оппозиционеров нагло и открыто врали своим сторонникам о том, что «режим падает» и «скоро новые выборы». А заодно занимались «идиотскими тусовочными «приколами» типа «ОкупайАбай», которые ничего, кроме неприязненного удивления, у обычных людей не вызывали».
Апофеозом стали выборы в Координационный совет оппозиции, которые сами участники оценивают скептически. Выборы в КСО показали, что в России существует «Партия телевизора», заявил 29 ноября на Круглом столе в ИТАР_ТАСС, посвященном политическим итогам года, баллотировавшийся в КСО Павел Пряников, председатель блока евросоциалистов. «Потому что выбирали в КС людей, вполне раскрученных на телеэкранах, но совершенно не политиков», - поясняет он. Кстати те, кто еще в прошлом декабре требовал расширения политического пространства, этой осенью просто не пришел на выборы в Координационный совет оппозиции, отмечает Александр Казаков, директор Центра либерально-консервативной политики им. П.А.Столыпина и П.Б. Струве.
Пока «белоленточники» высказывали недовольство президентом, Владимир Путин либерализовал политическую жизнь: упростил создание партий, вернул выборы губернаторов, отмечает политолог Вячеслав Данилов. Началась и административная реформа: президент ясно дал понять элитам, что неприкасаемых нет. А антикоррупционная кампания, по мнению Бориса Кагарлицкого, директора Института глобализации и социальных движений, это начало административно-бюрократической реформы, которая может пройти в следующем году.
Митинги перестали быть модными, попытки их радикализировать наткнулись на серьезное противодействие властей, а лидеры оппозиции откровенно испугались перспективы оказаться осужденными за антиконституционную деятельность, считает Алексей Мухин, глава Центра политической информации. Что касается «Единой России», то партия, убедительно выиграв региональные выборы, по мнению политолога, подтвердила свое лидерство в политическом поле.