Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Рыжков вышел из тени

Поспешное решение сопредседателя РПР-ПАРНАС Владимира Рыжкова покинуть гражданский комитет партии «Гражданская платформа» (ГП) Михаила Прохорова вряд ли объясняется исключительно требованием закона, считает замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин. Вероятно, метания политика связаны с поиском своей собственной ниши, и ГП ему не подошла, из-за опасений остаться в тени ее основателя.

Напомним, в конце октября стало известно, что Рыжков войдет в состав гражданского комитета ГП, куда его пригласил лично Михаил Прохоров. Этот внутрипартийный орган задумывался как совещательный, для координации действий близких по духу политических организаций. Официально Рыжков начал сотрудничество с ГП именно в рамках такого договора. Однако, как стало известно 21 ноября, Рыжков разрывает связи с ГП из-за того, что, по его словам, в уставе партии оказалось прописано, что гражданский комитет все же будет руководящим органом. Проблема в том, что Рыжков уже является сопредседателем РПР-ПАРНАС, а совмещение руководящих должностей в разных партиях по российскому законодательству запрещено.

В ГП решение Рыжкова прокомментировали сдержанно, дав понять, что особых чувств на этот счет не испытывают, так как стороны не успели начать совместную работу. А вот его коллеги по РПР-ПАРНАС - Борис Немцов и Михаил Касьянов, оказались довольны.

Алексей Зудин считает, что, скорее всего, проблема в том, что договоренность о сотрудничестве с Рыжковым была достигнута еще в тот период, когда статус ГП был неясным.

Напомним, изначально партия «Гражданская платформа» планировалась как 500 «держащих лицензию» юристов, которые будут помогать избираться гражданским активистам. При этом роль Прохорова была минимизирована. Как считает Зудин, это устраивало многих потенциальных кандидатов от ГП, однако не понравилось потенциальному электорату, который рассчитывал именно на Прохорова.

В связи с этим было решено вернуться к более классической структуре партии с активным участием лидера.

«При этом возможность для решения собственных политических задач в рамках ГП для других (участвующих в проекте – ред.) политических лидеров стало затруднительным. Вторая причина (ухода Рыжкова – ред.) связана с первой и хоть и менее очевидна, но вполне реальна. Рыжков просто стал терять автономную политическую нишу. Вот и ушел, пытаясь вернуть себе независимость».

Кроме того, Зудин не исключает, что метания Рыжкова имеют конъюнктурную природу. «В его биографии много случаев перехода от партии к партии. История с ГП – еще один эпизод со сменой партийной площадки, которая им использовалась им для того, чтобы оставаться на плаву», - заключает эксперт.

Ранее другой эксперт, завкафедрой политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков, комментируя сотрудничество Рыжкова с ГП, предположил, что подобный ход может быть связан с финансовым аспектом.

«У Рыжкова (в ГП – ред.) неплохие перспективы, в том числе, я не исключаю, финансовые. Ведь, в отличие от ГП, спонсоры ПАРНАСа - вещь мифическая. Возможно, конечно, деньги дает небедный Михаил Касьянов, но я сомневаюсь, что напрямую Рыжкову, который, по сути, внутри партии, ему конкурент», - заявил Поляков.

Полная версия