Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказал о будущем лоукосте

В скором времени в России появится национальный лоукост-авиаперевозчик. Подробности создания новой авиакомпании в интервью телеканалу «Вести-24» рассказал генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев.

По его словам, необходимость создания подобной авиакомпании в нашей стране назрела давно. «В России есть пассажиры, есть необходимость перемещаться. Мобильность населения определяется качеством жизни и удельным весом ВВП на долю населения, значит, у населения есть деньги, они готовы путешествовать, они готовы двигаться, и мы готовы такую возможность им предоставить», - отметил Виталий Савельев.

Это мнение подтверждается и объективными статистическими данными. В среднем в мире, пассажирские авиаперевозки выросли примерно на 5% в этом году. Российская же отрасль выросла примерно на 12% за первые девять месяцев текущего года. Рост крупнейшего национального авиаперевозчика – «Аэрофлота» - в указанный период составил и вовсе 26%. «До сих пор никто реально лоукостером не занимался, по разным причинам: есть чисто законодательные ограничения. Ограничения, которые надо убрать, иначе лоукостер не полетит», - констатировал Виталий Савельев. О необходимых изменениях в законодательстве глава «Аэрофлота» говорил несколько недель назад и на встрече с президентом Владимиром Путиным. Речь, в частности, идет о возможности для авиакомпаний продавать так называемые безвозвратные билеты, нанимать на работу иностранных пилотов, поскольку на российском рынке наблюдается кадровый голод и многое другое, что позволило бы компании-лоукостеру снизить свои издержки, что, соответственно, скажется и на стоимости билетов. «Есть очень много вещей законодательного порядка, которые нужно изменить, чтобы проект лоукоста состоялся в России, - подтверждает аналитик «Райффайзен банка» Константин Юминов. – Потому что все предыдущие примеры – компании «Авианова» и «Скайэкспресс» - хотя и заявлялись как лоукостер, но фактически они развивались в рамках стандартного российского законодательства».

По словам эксперта, очень сильное давление на тарифную политику авиакомпании оказывает нехватка пилотов. «Получается, что расходы на персонал – вторые по величине в затратах. И это, естественно, нужно снижать, чтобы можно было повлиять на стоимость билетов. Возможность привлекать пилотов хотя бы из стран Таможенного союза – это второй по важности элемент, который должен способствовать созданию лоукостера», - констатирует Константин Юминов.

Вместе с тем, Виталий Савельев развеял и миф о том, что стоимость билетов у лоукостера, якобы, может составлять чуть ли не 5-10 долларов. «Аэрофлот» платит напрямую в адрес Шереметьево 180 долларов всевозможных платежей – это за обслуживание всех наших самолетов, за всех наших пассажиров. Плюс еще 40 млн долларов бы платим за безопасность компании «АэроМАШ - Авиационная безопасность. Итого 220 млн долларов, - пояснил экономику процесса Виталий Савельев. – То есть за каждого пассажира мы платим 15 долларов в одну сторону на вылет».

Аналогичным образом работают все лоукостеры мира. На самом деле анонсируемая цена в 5-10 евро за билет – не более чем рекламный ход. Рекламируемая цена не включает в себя, к примеру, стоимость звонка в колл-центр (5 евро), плану за бронирование (еще 5 евро), 10 евро за использование кредитной карты, плюс всевозможные сборы – итого на выходе стоимость билета едва ли составит меньше 30-50 евро. «Я никогда в Европе не видел «аховые» низкие цены, это скорее мистика такая. У лоукостеров цена даже не наполовину, а процентов на 20 поменьше, по сравнению с традиционными авиаперевозчиками. А все эти истории с дешевыми авиабилетами – это только, если бронируешь сильно заранее, и это будет перелет в очень неудобное время», - подтверждает аналитик «Номос банка» Игорь Голубев.

Не стоит забывать и о том, что под расхожим названием «лоукост» на самом деле действуют три различные бизнес-модели. Классический low-cost перевозчик подразумевает предельно низкие производственные расходы, компании no-frill – перевозчики с элементами low-cost, без лишнего сервиса, при этом не предлагающие стыковочных рейсов. А также бюджетные авиаперевозчики – по сути полноценная авиакомпания, с сервисами, со стыковочными рейсами в пределах небольшой сети, однако, летающая по более низким тарифам. Общее у всех этих компаний – более низкие цены по сравнению с традиционными авиаперевозчиками.

«Что мы хотим сделать: мы уже заняли нишу премиум-сегмента, теперь мы хотим занять самую низкую нишу – лоукост. И дальше будем смотреть, как это пойдет», - пояснил Виталий Савельев.

В реальности разница в цене может составлять 30-50%, однако и здесь есть свои маленькие хитрости. Достичь максимальной экономии у лоукостера можно только бронируя билеты сильно заранее, минимум за месяц до предполагаемого перелета. Простой пример: стоимость билета по маршруту Лондон-Мадрид у традиционного перевозчика British Airways за месяц до вылета составляет 179 долларов. У лоукостера RyanAir – 23 доллара. А вот за день до вылета цена будет уже 435 и 137 долларов соответственно. Но не забывайте, что к указанной сумме RyanAir добавит еще всевозможные сборы, так что в обоих случаях она вырастет как минимум в 2,5 раза.

«Если мы возьмем среднюю стоимость билета в «Аэрофлоте», к примеру, Москва-Санкт-Петербург. Средняя цена на этом рейсе примерно 250-260 долларов. То на лоукостере можно будет полететь за 100 долларов. Но не дешевле», - рассказал Виталий Савельев. По мнению экспертов отрасли, если лоукостеру действительно удастся сделать подобные тарифы, то спрос на такие билеты обещает быть достаточно высоким. «Если удастся сделать цену пополам (по сравнению с традиционным авиаперевозчиками – ред.), то для пассажиров, для которых не будет проблемой лететь уперевшись ногами во впереди стоящее кресло и купить бутерброд за дополнительные деньги, в общем-то, это будет вполне оправдано», - отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Свою работу новая компания начнет в Москве, однако, в каком именно аэропорту, пока не известно. Обслуживание в аэропортах типа Шереметьево, Домодедово и Внуково, очевидно, будет не по карману экономящему на всем лоукостеру. Кстати, большинство мировых лидеров данного сегмента, как правило, работают с «второстепенными» аэропортами, или же имеют специальную договоренность с крупным хабом, где их обслуживают бесплатно. «Мы будем говорить на эту тему и с Шереметьево, и с Домодедово, и с Внуково. Но это малореалистично», - считает Виталий Савельев. Между тем, по мнению аналитиков, вопрос о том, в каком именно аэропорту будет работать новая авиакомпания, оказывается одним из ключевых. Только транспортная доступность аэропорта позволит российскому лоукостеру конкурировать в железнодорожными перевозками. «Сильно зависит от того, из какого аэропорта будет летать лоукостер. Если это будет аэропорт, где хорошо развита логистика, куда можно будет доехать общественным транспортом и он может обслужить достаточно большой пассажиропоток, при этом будет дешевый с точки зрения затрат авиакомпании, тогда да, тогда лоукостер будет успешен», - считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Единственное на чем новая компания никогда не будет экономить – это безопасность. Глава «Аэрофлота» особо отметил, что парк новой авиакомпании будет состоять только из новых самолетов. Вопрос о том, какие воздушные суда будут закуплены, пока остается открытым, хотя, не исключено, что выбор будет сделан и в пользу отечественного Superjet. «Могут быть и Superjet, при условии, что они будут держаться в воздухе до 12-14 часов», - уточнил Виталий Савельев.

На сегодняшний день все аналитики сходятся во мнении о том, что если «Аэрофлот» сможет добиться внесения ключевых законодательных изменений, то проект по созданию лоукоста обещает быть успешным и востребованным. «Я думаю, что это компания будет востребована. Основной конкурент – это бюджетные железнодорожные перевозки. Но если «Аэрофлоту» удастся обеспечить хорошую инфраструктуру с точки зрения удобства для пассажиров, то это будет востребовано. Лоукост, кстати, может летать и на международные рейсы – это ближняя Европа. Если будет развитие еще и на этом направлении, то я думаю, что проект получится успешным», - резюмирует Андрей Шенк.

Полная версия